» » Древнее государство где царем был крез. Царь Лидии Крёз

Древнее государство где царем был крез. Царь Лидии Крёз


ЛИДИЯ И ЦАРЬ КРЕЗ

С лидийским царем Крезом, самым богатым человеком на свете, мы уже встречались в этой книге: это он варил черепаху, чтобы испытать дельфийский оракул. Он был добр, тщеславен и считал себя самым счастливым человеком на земле. Однажды в гости к нему приехал знаменитый Солон Афинский. Крез устроил ему пышный пир, показал все свои богатства, а потом спросил его: «Друг Солон, ты мудр, ты объездил полсвета; скажи: кого ты считаешь самым счастливым человеком на земле?» Солон ответил: «Афинянина Телла». Крез удивился: «А кто это такой?» Солон сказал: «Простой афинский гражданин. Но он видел, что родина его процветает, что дети и внуки его - хорошие люди, что добра у него достаточно, чтобы жить безбедно, а умер он смертью храбрых в таком бою, где его сограждане одержали победу. Разве не в этом счастье?» Тогда Крез спросил: «Ну а после него кого ты считаешь самым счастливым человеком на земле?» Солон ответил: «Аргосцев Клеобиса и Битона. Это были два молодых силача, сыновья жрицы богини Геры. На торжественном празднике их мать должна была подъехать к храму в повозке, запряженной быками. Быков вовремя не нашли, а праздник уже начинался; тогда Клеобис и Битон сами впряглись в повозку и везли ее восемь верст до самого храма. Народ прославлял мать за таких детей, а мать молила для них у богов самого лучшего счастья. И боги послали им это счастье: ночью после праздника они мирно заснули в этом храме и во сне скончались. Совершить лучшее дело в своей жизни и умереть - разве это не счастье?» Тогда раздосадованный Крез спросил прямо: «Скажи, Солон, а мое счастье ты ни во что не ставишь?» Солон ответил: «Я вижу, царь, что вчера ты был счастлив и сегодня счастлив, но будешь ли ты счастлив завтра? Если ты хочешь услышать мудрый совет, вот он: никакого человека не называй счастливым, пока он жив. Ибо счастье переменчиво, а в году 365 дней, а в жизни человеческой, считая ее за семьдесят лет, 25 550 дней, кроме високосных, и ни один из этих дней не похож на другой». Но этот мудрый совет не пришелся по душе Крезу, и он предпочел его забыть. Однако прошло немного лет, и он его вспомнил. Мы уже рассказывали, как царь Крез заручился двусмысленным предсказанием дельфийского оракула: «Крез, перейдя через Галис, разрушит великое царство» - и пошел на Персию. Было два сражения, и в обоих Крез был разбит. У него была хорошая конница, на которую он очень надеялся. Но Кир выставил против этой конницы своих верблюдов; от необычного вида и запаха диковинных зверей кони шарахнулись, всадники растерялись, и войско Креза обратилось в бегство. Кир осадил Креза в его Сардах. Город был взят. Пленного Креза в цепях привели пред лицо Кира. Кир приказал сжечь его заживо на костре. Сложили большой костер, Креза привязали к столбу, мидийские воины с факелами уже нагибались, чтобы поджечь костер с четырех сторон. Крез подумал о своем былом счастье, о своем нынешнем несчастье, глубоко вздохнул и воскликнул: «Ах, Солон, Солон, Солон!» «Что говоришь ты?» - спросил его Кир. «Я говорю о человеке, которому следовало бы сказать всем царям то, что он сказал мне», - ответил Крез. Кир стал его расспрашивать, и Крез рассказал ему о мудром совете: никакого человека не называть счастливым, пока он жив. Кир смутился. Он подумал, что вчера Крез был могуч, а сегодня - на краю гибели; он подумал, что сам он сегодня могуч, а что с ним будет завтра - неведомо; и он приказал свести Креза с костра, развязать, одеть в богатые одежды, а потом посадил рядом с собой и сказал ему: «Будь, прошу, моим другом и советником». «Тогда позволь мне дать тебе два первых моих совета», - сказал Крез. Кир позволил. Крез сказал: «Посмотри, твои воины разоряют город. Ты думаешь, мой город? Нет, не мой, а твой - потому что у меня уже нет ни города, ни царства. Если хочешь сделать умное дело - останови их». Кир подумал и послушался. «А вот второй совет, - сказал Крез. - Если ты хочешь, чтобы лидийцы были тебе покорны и не бунтовали, сделай вот что: оставь им богатства и отбери у них оружие. Пройдет лишь одно поколение, и они настолько изнежатся в богатстве и роскоши, что никогда никому не будут опасны». Кир подумал и послушался. Вот как в самую трудную минуту царь Крез сумел спасти и свой город, и свой народ. А спасти царя Кира он не смог: видно, каждый учится разуму не на чужом, а лишь на собственном опыте. Кир пошел войной на закаспийское племя массагетов, которые не сеют и не жнут, едят только мясо и рыбу, а молятся только солнцу. Массагетская царица Томирида послала сказать Киру: «Зачем ты хочешь войны, Кир? Царствуй над своим царством и не мешай нам царствовать над нашим. Если же ты упорствуешь, то, клянусь, я заставлю тебя вдоволь напиться крови, хоть ты и ненасытен». Но Кир решил, что если он был счастлив вчера, то будет счастлив и завтра, - и ошибся. Произошла битва, массагеты одолели, все персидское войско полегло, а мертвому Киру Томирида приказала отрубить голову, бросила ее в кожаный мешок, наполненный человеческой кровью, и сказала: «Пей досыта, кровожадный Кир!» Так погиб царь Кир, основатель Персидского царства.

КРЕЗ (Kroisos) (ок. 595 – после 529 до н.э.), последний правитель Древнелидийского царства. Сын царя Лидии Алиатта (ок. 610–560 до н.э.) из династии Мермнадов; мать родом из Карии. В 560-х гг. до н.э. был лидийским наместником в Мисии (область на северо-западе Малой Азии). Незадолго до смерти отец назначил его своим наследником. Занял престол ок. 560 до н.э. в тридцатипятилетнем возрасте. Придя к власти, приказал убить другого претендента на корону – своего сводного брата Панталеона.

В начале 550-х до н.э. пошел походом на греческие полисы (города-государства) на западном побережье Малой Азии и заставил их платить ему дань. Планировал также подчинить населенные греками острова в восточной части Эгейского моря (Самос, Хиос, Лесбос) и приступил к строительству флота, но затем отказался от своих замыслов; согласно античной традиции, он принял это решение под влиянием греческого мудреца Бианта из Приены. Покорил всю Малую Азию до р. Галис (совр. Кызыл-Ирмак), кроме Ликии и Киликии. Создал обширную державу, в которую, помимо собственно Лидии, вошли Иония, Эолида, Дорида Малоазийская, Фригия, Мисия, Вифиния, Пафлагония, Кария и Памфилия; эти области, по-видимому, сохранили значительную внутреннюю автономию.

Был знаменит своим непомерным богатством; отсюда пошла поговорка «богат, как Крез». Считал себя самым счастливым человеком на земле; легенда рассказывает о визите к нему афинского мудреца и политика Солона , который отказался назвать царя счастливым, ибо о счастье человека можно судить лишь после его смерти (легенда эта едва ли основывается на реальных фактах).

Поддерживал дружеские отношения с Мидийским царством, которым правил его шурин Астиаг, и государствами Балканской Греции (см. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ). Покровительствовал Дельфийскому оракулу бога Аполлона (см. ДЕЛЬФЫ) и Фиванскому оракулу героя Амфиарая; посылал им богатые дары.

После поглощения Мидии персами ок. 550 до н.э. организовал со Спартой, Вавилоном и Египтом коалицию против персидского царя Кира II (см. КИР Великий). Получив, как сообщает Геродот (см. ГЕРОДОТ), благоприятное предсказание от Дельфийского оракула («Галис реку перейдя, Крез обширное царство разрушит»), вторгся осенью 546 до н.э. в зависимую от персов Каппадокию, опустошил ее и захватил каппадокийские города. Дал Киру II сражение у Птерии, которое не принесло победы ни той, ни другой стороне, после чего вернулся в Лидию и распустил на зиму наемное войско. Однако, неожиданно для него, Кир II двинулся вглубь Лидийского государства и подошел к его столице – Сардам. Крез успел собрать лишь небольшое конное войско, которое было разбито персами в битве под Сардами. После 14-дневной осады лидийская столица была взята, Крез пленен и приговорен к сожжению. По легенде, на костре он трижды произнес имя Солона; услышав это, Кир II потребовал разъяснений и, узнав от осужденного о его встрече с афинским мудрецом, помиловал его и даже сделал своим ближайшим советником.

В 545 до н.э., после восстания Пактия в Лидии, отговорил Кира II от намерения разрушить Сарды и продать всех лидийцев в рабство. В 529 до н.э. во время похода Кира II против массагетов убедил персидского царя дать бой на земле кочевников, а не на своей территории. После гибели Кира II сохранил высокое положение при дворе его сына и наследника Камбиза (529–522 до н.э.). Дальнейшая судьба Креза неизвестна.

Иван Кривушин

Эллинофил против греческих полисов

Царь Крёз (560 — 546 гг. до н. э.) принадлежал к династии Мермнадов — роду, правившему Лидией с VIII века до н. э. Лидийцы разговаривали на собственном языке, принадлежавшем к индоевропейской семье. Хотя ученые продолжают спорить о происхождении этого народа, точно известно, что на него сильно повлияли хетты.

Крёз не был греком, но считался эллинофилом

Ядро Лидийского государства находилось на западе Малой Азии. Крёз установил контроль над значительной частью полуострова, покорив древнегреческие племена, которые поселились в Малой Азии после падения хеттского царства: ионян, дорийцев и эолийцев. В то же время он вступил в союз с лакедемонянами.

Денежная реформа

Устройством экономики Лидии занялся еще предшественник Крёза Гигес. Он начал ставить государственную печать на слитках, использовавшихся в качестве денег. У лидийцев не было недостатка в благородном металле — по территории их страны текла река Пактол. Она была золотоносной. Пактол приносил электрум — минерал, представлявший собой сплав серебра с золотом.

Золотая монета Крёза

Крёз продолжил дело Гигеса и провел новую реформу. Его золотые монеты распространились не только в Лидии, но также попали и в Грецию. Геродот сообщает о том, что царь в благодарность одарил своими деньгами жителей Дельф. Оракул этого города предсказал ему победу над Персией в грядущей войне. Монеты грекам приглянулись. Их распространению также способствовала торговля.

Храм Артемиды в Эфесе

Крёзом был захвачен Эфес — один из крупнейших греческих полисов в Малой Азии. Жители города поклонялись культу Артемиды. Лидийский царь уважительно отнесся к вере эфессцев и выделил деньги на строительство нового большого храма богине плодородия и охоты. Оно было завершено только в первой половине V века до н. э. Этот храм считается одним из Семи чудес света. Тщеславный Герострат поджег его, желая обессмертить свое имя.


Модель храма Артемиды Эфесской в Турции

Археологам удалось обнаружить две надписи Крёза на колоннах, оставшихся от руин храма. Сам Эфес достиг при Крёзе экономического расцвета. Здесь жило больше 200 тысяч человек — гигантская цифра для античного мира. Несмотря на это, столицей Лидии оставались Сарды (лев — геральдический символ города — чеканился на монетах).

Спасение на костре

Завоевания Крёза остановились после того, как его владения соприкоснулись с территорией Персии. Держава Ахеменидов также была на подъеме. Царь Кир II присоединил Мидию и не собирался останавливать свой натиск на запад.

Против Персии воевала коалиция Лидии, Спарты, Египта и Вавилона

Поскольку столкновение с персами было неизбежно, Крёз заключил союз со Спартой, Египтом и Вавилоном. Идею обратиться за помощью к грекам царю подсказали оракулы. Однако надежды на то, что коалиция сможет совладать с Киром, не оправдались. После двух поражений на поле боя лидийцам пришлось оборонять собственную столицу. Сарды осаждались 14 дней. Персы захватили город, пойдя на хитрость и найдя потайную тропу к акрополю.


Крёз на костре

В большинстве древнегреческих источниках закрепилась версия, что Крёз был приговорен к сожжению на костре, но помилован по решению Кира. Согласно Геродоту, приготовившийся к гибели царь вспомнил разговор с греческим мудрецом Солоном и его мысль о том, что никого при жизни нельзя считать счастливым. Афинянин презрел богатства Крёза. Оказавшись на костре, лидиец был готов обменять все свои сокровища на возможность поговорить с Солоном. Переводчики объяснили Киру слова поверженного противника. Впечатленный персидский царь приказал потушить костер, однако тот уже загорелся и погасить его было уже невозможно. Крёза спас Аполлон, обрушивший на землю ливень.

По другой версии, лидийский царь действительно погиб после падения его столицы. Другая легенда гласит, что помогший Крёзу Аполлон унес его в страну гипербореев. Но какой бы ни была судьба царя, сама Лидия вошла в состав Персии. С тех пор Мермнады управляли страной в качестве сатрапов, зависимых от Ахеменидской державы. А персы переняли технологию лидийцев — царь Дарий начал чеканить собственную золотую монету дарик.

Царь Лидии Крез был последним из династии Мермнадов и правил в VI веке до нашей эры. Ему приписывается первенство в чеканке монет с установленным стандартом содержания в них золота и серебра в количестве 98 %.

Это дало повод в античном мире говорить о том, что этих металлов у Креза имелось предостаточно. По мнению многих, это свидетельствовало о его баснословном богатстве. Также Крез первым выпустил царскую печать - с головой льва и быка на лицевой стороне. О его богатстве и о том, какой царь разгромил Креза, правителя Лидии, мы и расскажем сегодня.

Несметные богатства

После того как умер отец Креза, Алиатт II, он воцарился на троне, победив своего неполнородного брата в непродолжительной борьбе.

В годы его правления территория очень сильно расширилась. Крез подчинил себе малоазийские города Греции, среди которых были Милет и Эфес. А также он захватил почти всю обширную территорию, находящуюся в Малой Азии, вплоть до реки Галис. Это способствовало значительному приумножению собираемых им налогов.

Кроме того, что царь Лидии Крез был удачливым воином и политиком, он являлся образованным человеком. Будучи ценителем эллинской культуры, он хотел приобщить к ней и своих соплеменников. Крез щедро одаривал греческие святилища, в числе которых находятся такие, как храмы в Эфесе и Дельфах. Так, второму из них была преподнесена статуя льва, состоящая из чистого золота. Это также послужило причиной того, что царь Лидии Крез считался самым богатым правителем в античном мире.

Проверка предсказателей

Крез вел войны с царем Персии, основавшим империю Ахеменидов, Киром II. Завоевав Мидию, Кир метил и на страны, лежащие к западу от нее.

До того, как начать военные действия, Крез, видя быстрое возвышение Персии и связанную с этим опасность, подумал, что он должен ослабить нового могучего соседа. Как предусмотрительный Лидии Крез сначала решил разузнать у оракулов, стоит ли ему нападать на Кира.

Предварительно он устроил им проверку на проницательность. Он направил посланников к семи наиболее известным оракулам Греции и Египта, чтобы те на сотый день после того, как они покинули Лидию, спросили прорицателей, чем в этот момент занят их царь. Сделав это, послы зафиксировали ответы и поспешили назад, в столицу, город Сарды.

Правильных ответов было всего два, они поступили из Амфиарая и Дельф. Эти оракулы «увидели», что Крез разрубил на части ягненка и черепаху, и варил их в накрытом крышкой медном котле.

После проведенной проверки Крез снарядил послов в Амфиарай и Дельфы, предварительно «задобрив» бога Аполлона, направив в Дельфы богатые дары. Царь Лидии Крез спрашивал, есть ли смысл нападать на персов. Ответ обоих оракулов был положительным: «Поход будет победоносным, Крез сокрушит великую империю».

А также оракулы посоветовали вступить в союз с самым могущественным из греческих полисов, не сказав, с каким именно. Подумав, из двух самых могущественных греческих городов-государств Крез выбрал Спарту и заключил с ней союз. А также он договорился о поддержке в борьбе с Киром II с Вавилоном и Египтом.

После описанных событий Крез совершил нападение на Каппадокию, ранее входившую в состав Мидии, а на тот момент - Персии. Переправившись через реку Галис, являвшуюся пограничной, он ворвался в город Птерию и захватил его. Здесь он устроил лагерь, организовав базу с целью нападения на города и села Каппадокии. В это время Кир собрал войско и направился к Птерии.

Завоевание Лидийского царства

Первая битва между лидийцами и персами произошла у стен Птерии. Она длилась в течение всего дня, но закончилась ничем. Войско лидийцев по своей численности уступало персидскому, поэтому Крез принял решение об отступлении к Сардам для подготовки к новому рывку.

При этом к своим союзникам - Спарте, Вавилону и Египту - он направил гонцов с просьбой о помощи. Но он предлагал им подойти к Сардам не в ближайшее время, а лишь через пять месяцев.

Это было вызвано тем, что, по мнению Креза, Кир не решится пойти в наступление сразу после недавнего, такого несмелого и безрезультатного сражения. Он даже распустил наемное войско. Но Кир неожиданно стал преследовать противника, появившись со своими солдатами прямо под стенами столицы Лидии.

Второе, решающее сражение между войсками Креза и Кира произошло в окрестностях Сард, на широкой Тимбрской равнине. Это была крупная битва, в результате которой лидийцы и подоспевшие им на помощь союзники в лице египтян потерпели сокрушительное поражение. Остатки объединенного войска укрылись за стенами Сарда. Хотя город был хорошо укреплен, персы смогли отыскать тайную тропку, ведущую к городскому акрополю. Предприняв внезапную атаку, они захватили крепость всего лишь через две недели после того, как началась осада.

О судьбе царя Креза

После падения лидийской столицы Крез был взят Киром в плен. По поводу дальнейшей судьбы еще недавно могущественного и очень богатого царя Лидии Креза существует две версии.

По одной из них, Кир II сначала приговорил Креза к сожжению на костре, а затем помиловал его. По другой - Крез был казнен.

Поддерживая первую версию, греческие источники сообщают, что бывший царь Лидии Крез был не просто помилован Киром, но и стал его советником.

На протяжении тысячелетия одно за другим на побережье Ионического моря и прилегающих островах возникали, расцветали и исчезали государства. Каждое из них оставляло что-то, что его соседи и наследники приспосабливали для своей собственной культуры. Из всех великих цивилизаций, что расцветали и исчезали в древней Анатолии, Лидия не относится к самым известным. Лидийцы говорили на европейском языке и жили в Анатолии примерно после 2000 г. до н. э. Они образовали маленькое государство под эгидой династии Мермнад, начавшейся в VII в. до н.э., но на пике своего расцвета Лидия была чуть больше, чем разросшийся город-государство, образовавшийся из Сардиса (Сард). Правители Лидии не были воспеты в мифах или песнях как великие воины, завоеватели, строители или даже любовники.

Имена династий и правителей известны нам благодаря табличкам хеттов и книгам греческого историка Геродота, и только одно имя из древней Лидии сегодня общеизвестно - Крёз. «Богат как Крёз» - общепринятое выражение в современном английском, турецком и других языках мира.

Крёз взошел на лидийский трон в 560 г. до н.э. и стал управлять царством, которое уже было богатым. Его предшественники создали прочный экономический базис для благосостояния государства, производя одни из лучших парфюмерныъх и косметических товаров древнего мира. И все же одни эти товары не могли поднять Крёза на уровень богатства, который приписывают ему мифы. Этим он обязан одному изобретению своих предшественников - монетам, новой революционной форме денег.

Нечто, похожее на деньги, и нечто, напоминающее рынки, можно обнаружить в Месопотамии, Китае, Египте и других частях света, но они на самом деле не использовали монеты до возвышения Лидии и последующей чеканки первых монет, между 640 и 630 гг. до н.э. Гений правителей Лидии можно увидеть в их признании необходимости изготовить маленькие и легко транспортируемые слитки, стоящие не больше, чем труд за несколько дней или маленькая часть сельскохозяйственного урожая. Делая эти маленькие слитки стандартизированного размера и веса и штампуя на них эмблему, подтверждающую их ценность даже неграмотным, цари Лидии наглядно расширили возможности коммерческого предпринимательства.

Лидийцы делали первые монеты из сплава золота и серебра. Они были овальными, толще современных монет в несколько раз и размером в ширину большого пальца взрослого человека. Чтобы обеспечить их достоверность, царь должен был каждую из них штамповать эмблемой головы льва. Это одновременно расплющивало комочки, что положило начало превращению овального слитка в плоскую и круглую монету. Изготавливая самородки одинакового веса и приблизительно одинакового размера, царь исключил один из этапов коммерции, занимающих много времени: необходимость взвешивать золото при каждой сделке. Теперь торговцы могли определить стоимость со слов или просто пересчитав количество монет. Такая стандартизация в большой степени сократила возможность обмана в количестве и качестве золота и серебра при обмене. Не нужно было быть экспертом в обращении с весами или в определении чистоты металла, чтобы купить корзину пшеницы, пару сандалий или амфору оливкового масла. Использование монет, которые были взвешены и проштампованы в государственном монетном дворе, позволило проводить сделки быстрее и более честно, участвовать в коммерции, даже не имея весов. Коммерция с монетами открыла новые горизонты для новых слоев населения.

Богатство Крёза и его предшественников выросло не из завоеваний, а из торговли. Во время своего правления (560-546 гг. до н. э.) Крёз создал новые монеты из чистого золота и серебра в отличие от предыдущего сплава. Используя появившиеся новые монеты как стандартное средство обмена, лидийские купцы торговали предметами повседневной необходимости - зерном, маслом, пивом, вином, кожей, посудой и деревом, а также такими ценными товарами, как парфюмерия, косметика, драгоценные украшения, музыкальные инструменты, глазурная керамика, бронзовые статуэтки, шерсть ангорской козы, мрамор и слоновая кость.

Разнообразие и изобилие коммерческих товаров вскоре привело к еще одному новшеству - розничному рынку. Правители Сардиса ввели новую систему, по которой каждый, даже посторонний, если у него есть что-то на продажу, мог прийти на центральный рынок, вместо того, чтобы разыскивать дом, где кто-то мог купить его масло или драгоценности. Бесчисленные лавки выстроились на рынке, и каждый торговец специализировался на определенном товаре. Один продавал мясо, другой - зерно. Один продавал драгоценности, другой - одежду. Один - музыкальные инструменты, другой - горшки. Эта рыночная система началась в конце VII в. до н. э., но ее наследие можно ясно разглядеть позже в Греции, на средневековых рыночных площадях северной Европы и в пригородных торговых центрах современных Соединенных Штатов.

Торговля стала для лидийцев настолько важной, что Геродот назвал их нацией kapeloi, что означает «торговец» или «продавец», но с несколько отрицательным скрытым смыслом - «мелкий торгаш». Геродот увидел, что лидийцы стали нацией торгашей. Они превратили обычную торговлю и бартер в коммерцию.

Коммерческая революция в городе Сардис вызвала изменения, широко распространившиеся во всем обществе Лидии. Геродот с большим изумлением сообщал о лидийском обычае, позволяющем женщинам выбирать себе мужей. Благодаря накопленным монетам, женщины стали свободнее собирать собственное приданое и тем самым получили большую свободу в выборе мужа.

Новые услуги быстро внедрились на рынке. Не успели открыться первые лавки, как некий предприимчивый делец предложил людям, занятым коммерцией, дом, специализирующийся на сексуальных услугах. Первые известные бордели были построены в древнем Сардисе. Чтобы собрать себе приданое, многие незамужние женщины Сардиса, возможно, работали в борделях достаточно долго, чтобы накопить деньги, необходимые для такого брака, который они желали.

Вскоре появились азартные игры, и лидийцы записали на свой счет изобретение не только монет, но и игральных костей. Археологические раскопки четко показали, что азартные игры, в том числе игра в бабки, процветали в районе вокруг рынка.

Коммерция создала сказочные богатства Крёзу, но он и знатные семьи проматывали свои состояния. У них развился неуемный аппетит к предметам роскоши, и они оказались втянутыми в игру все большего потребительства. Каждая семья, например, пыталась воздвигнуть надгробие больше, чем у соседних семей. Они украшали памятники орнаментами из слоновой кости и мрамора, устраивали тщательно продуманные похороны, погребая своих умерших родственников с золотыми лентами на голове, с браслетами и кольцами. Вместо того, чтобы приумножать свое богатство, они разрушали то, что было накоплено их предками. Элита Сардиса пускала свое новое богатство на потребление вместо того, чтобы вкладывать его в производство.

В конце концов Крёз слил свое богатство в два бездонных колодца потребления, так распространенных среди правителей: здания и солдаты. Он завоевывал и строил. Крёз использовал свое несметное богатство для завоевания почти всех греческих городов Малой Азии, включая великолепный Эфес, который он потом перестроил в еще более величественном стиле. Хотя он был лидийцем, а не греком, Крёз испытывал большую любовь к культуре Греции, включая ее язык и религию. Будучи поклонником Греции, он правил греческими городами легко.

В знаменитом эпизоде греческой истории Крёз спросил греческого оракула, какие у него шансы в войне против Персии. Оракул ответил, что если он атакует могущественную Персию, великая империя падет. Крёз воспринял предсказание как благоприятное и атаковал персов. В кровавой бойне 547-546 гг. до н.э. империей, которая пала, была торговая империя лидийцев. Кир легко разбил наемную армию Крёза и двинулся маршем на лидийскую столицу Сардис.

Пока персидская армия грабила и жгла богатства Сардиса, Кир насмехался над Крёзом, хвастаясь тем, что делали его солдаты с городом и богатством великого Крёза.

Крёз ответил Киру: «Это больше не мое. Сейчас мне ничто не принадлежит. Это ваш город, они разрушают и крадут ваше богатство».

С завоеванием Лидии Киром закончилось правление Крёза, умерла его династия Мермнад, и царство Лидия исчезло со страниц истории. Хотя великое государство Лидия и его правители больше никогда не возродились, влияние этого маленького и относительно неизвестного царства осталось большим непропорционально его географическому размеру и сравнительно малой роли в древней истории. Все соседние народы быстро переняли лидийскую практику производства монет, и коммерческая революция распространилась по всему миру Средиземноморья, в частности в ближайшем соседнем с Лидией государством - Греции.