» » Логопедические занятия звуки с ш. Фронтальное логопедическое занятие "Дифференциация звуков -"

Логопедические занятия звуки с ш. Фронтальное логопедическое занятие "Дифференциация звуков -"

Дифференциация «С» – «Ш».

Закрепить слияние букв в один слог и в слова. Повторить умение проводить звуковой анализ изученных слогов и слов. Повторить понятия «звук», «буква», «гласный, согласный звук», «мягкий, твердый звук», «звонкий, глухой звук».

Печатание данных слогов.

Учить выделять согласный звук из начала, конца слова.

Учить соотносить звук с символом.

Закрепление знаний о буквах Ш, Р, А,О,У, М, С, Х.

Развивать фонематические процессы, мелкую моторику руки, логическое мышление.

Воспитывать аккуратность, целеустремленность.

Оборудование: предметные картины, символы, буква Ш, Р, Х, М, А,О,У.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Игра «Скажи наоборот».

У маминой шляпы поля – широкие, а у папиной шляпы – узкие.

У девочки шапочка светлая, а у полицейского фуражка – темная.

У Кати берет новый, а у бабушки платок – старый.

И Вити кепка грязная, а у Коли – чистая.

Мамина шляпа большая, а танина – шляпа маленькая.

У повара колпак высокий, а у поваренка колпак низкий.

Летняя косынка тонкая, а зимний пуховой платок – толстая.

II. Знакомство с новой темой:

Артикуляционная гимнастика

Вкусное варенье;

Барабанчик.

Дыхательная гимнастика «Ветерок»

Приготовьте руку.

Наберите воздух и слегка подуйте. Выдох медленный, плавный.

Ветерок слабый!

Наберите воздух, подуем сильно – сильно! Ветер сильный и быстрый!

Повторение стихотворения:

Кыш – кыш – кыш – шумит камыш,

Притаилась мама – мышь.

«Не шумите, камыши!

Испугались малыши,

Разбежались кто куда,

Вот несчастье, вот беда!»

Игра «Угадай, чья песня».

«С» – это песня воды,

«Ш» – это песня змеи.

Угадайте, кто поет эту песню: «С», «Ш», «С», «С», «Ш», «С», «Ш», «С».

Игра «Дирижер»

Если я поднимаю кисть наверх, то вы поете песню змеи.

Если опускаю вниз – песню воды.

Прочитайте слоги:

СА СО СУ ША ШО ШУ;

ША ШО ШУ СА СО СУ;

АР ОР УР АР ОР УР;

АРШ ОРШ УРШ АРС ОРС УРС.

Прочитайте слова:

Саша. Что означает слово? Сколько слогов в этом слове? Назовите первый слог, второй.

Сколько звуков? Назовите первый звук. Назовите первый звук второго слога и второй звук второго слога.

На какую букву начинаются слово МАРШ, на какой звук заканчиваются? Какая буква посередине?

Суша, Маша, хорошо (аналогично анализу слову Сашу).

ФИЗМИНУТКА «СОЛНЦЕ».

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз.

Во дворе у Снежной Бабы

Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,

Вьюга злится, снег кружится,

Заметает все кругом

Белоснежным серебром

Повторение чистоговорок:

Ша – ша – ша – маша моет малыша,

Шу – шу – шу – я письмо пишу,

Ши – ши – ши – наши каши хороши,

Шо – шо – шо – отвечаем хорошо,

Ши – ши – ши – зашумели камыши.

Прочитайте слоги:

РА РО РУ СМА СМО СМУ;

МРА МРО МРУ СХА ХМО ХМУ;

Выкладывание слогов под диктовку:

САШ СОШ СУШ;

ШУС ШОС ШАС;

Чтение предложений:

Марш хорош.

Саша хорош.

Маша хороша.

Шар хорош.

Паузы должны быть между буквами? Как мы соединяем буквы в один слог?

Тянем первую букву до тех пор, пока не дойдете пальчиком до второй буквы, паузы между звуками не должно быть!

Список литературы:

Баскакина И.В. Свистелочка. Логопедические игры: рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука «С». – М.: «Айрис – Пресс», 2007 год.

Баскакина И.В. Жужжалочка и Шипелочка. Логопедические игры: рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука «С». – М.: «Айрис – Пресс», 2007 год.

Волина В.В. Праздник Букваря / В.В. Волина. – М.: «АСТ – ПРЕСС», 1997 год.

Коноваленко В.В. Домашняя тетрадь № 3 для закрепления произношения шипящих звуков «Ш», «Ж»: пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: Издательство «Гном и Д», 2007 год.

Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и буквами: пособие для воспитателей и родителей. – М.: Издательство «Гном – Пресс», 1999 год.

6. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: пособие для логопедов и родителей / И.С. Лопухина – СПб.: «Дельта», 1997 год.

7. Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей: речевой материал для дошкольного и младшего школьного возраста / А.Ф. Рыбина. – Волгоград: «Учитель», 2003 год.

8. Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь. Дифференциация звуков в речи дошкольника. – М.: «Школьная Пресса», 2006 год.

9. Ткаченко Т.А. Правильно произносим звук «Ш»: логопедический альбом, Екатеринбург «Издательский дом Литур», 2007 год.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия

Тема: Дифференциация звуков [С] - [Ш]

Цель: дифференциация звуков [С] - [Ш].

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять правильное произношение звуков в слогах, словах, чистоговорках и во фразовой речи
  • Учить различать эти звуки на слух и в произношении,
  • Закрепить навык преобразования прилагательных от существительных,
  • Определение места звука в словах.
  • Учить давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [Ш], [С] с опорой на различные виды контроля;
  • Знать артикуляционные упражнения;
  • Знать графический образ буквы Ш и С;

Развивающие:

  • Развивать фонематический слух
  • Способствовать развитию логического мышления
  • Совершенствовать слуховое внимание, память
  • Развивать целостное восприятие
  • Развитие мелкой и общей моторики.

Воспитательные:

  • Воспитание стремления овладеть правильной речью;
  • Воспитание самостоятельности и инициативности.

Оборудование: изображение замка Гласных звуков, картинка Страна Чудес с изображением предметов в названии которых есть звуки С и Ш, предметные картинки, картинки с кукушкой и Страшилой.

Ход занятия

1.Организационный момент

Представь, что мы сейчас в лесу. Покажи какие там большие деревья (поднимает руки)

Подул теплый ветер-Ш-ш-ш, зашелестели листья (быстро шевелит пальчиками)

Подул холодный ветер-С-с-с, закачались сосны (покачивается и машет руками)

Ветер затих-не шевелятся больше ни листочки.ни ветки (садимся)

2. Характеристика звуков

Как шумела листва от теплого ветерка (Ш-ш-ш).

Как подул холодный ветер (С-с-с).

Сегодня мы будем повторять звуки С и Ш.

Какой у нас звук С?

Согл,твердый,глухой,струя холодная, посередине.

Какой звук Ш?

С огл,тв,глухой,струя теплая,широкая.

3. Отработка в слогах.

Решили звуки отправиться в путешествие. И мы отправимся вместе с ними. Вот подошли звуки к Красному замку, какие звуки в нем живут? (гласные).

Давай подружим звуки С и Ш с гласными звуками. Звук С подружился со звуком А, что получилось?(слог СА)..(Со,СУ,Ша,Шо,Шу)

Познакомились слоги Са-Ша,Су-Шу,Со-Шо. Потом решили поговорить между собой. Сначала удивленно-Са-Са? Ша-Ша?.

Потом восхищенно-Су-Су! Шу-Шу!.

А потом грустно-Со-Со-Со. Шо-Шо-Шо.

Звук Ш просит назвать нас все «его» слова. А звук С «его».

Зашли звуки и к нам в гости, и спрашивают чем мы их обозначаем (звуковичками)

Выложим слоги-са, заменим гласный А на звук О. Какой получился слог? Со.

А теперь заменим согласный С на звук Ш. Слог Шо.

А теперь выложим слова Сначала Уши..а теперь усы.

Миска-мишка.

4. Динамическая пауза

Изобразите мимикой и позами предметы и существа, которые вы увидели в Стране Чудес.

На-на-на изображаем мы слона.

Ву-ву-ву изобразим мы сову.

Аф-аф-аф постоим как старый шкаф.

Лет-лет-лет полетим как самолет.

5. Отработка в словах

Сейчас в нашей стране время года – зима.

И к нам прилетели волшебные снежинки с картинками. Вам нужно снежинки со звуком Ш положить в машину, а снежинки со звуком С- в сани.

Где находятся звуки - в начале, середине или в конце?

Захотелось звукам посмеяться вместе с нами и придумали они небылицы, повторяйте за мной:

лон-лон-лон на лопате едет слон,

СА-са-са на луне сидит лиса.

Смотрите, к нам прилетела птица. В ее названии есть слог куш, как она называется (кукушка).

Она сообщила что звуки С и Ш попали к Страшиле, который живет один в замке. Он перепутал в словах звуки и даже перепутал слова. Мы сейчас отправимся к нему.

Послушайте что он натворил:

Кошка ловит миску,

мама моет мышку.

На виду у детворы крысу красят маляры.

Пожарный носит каску,

Саша ела Каску.

А как надо правильно сказать?

Чтобы Страшилка все вернул на место давайте образуем для него добрые слова от слов которые я назову:

Ласка-какой будет? (Страшила-Ласковый).

Доброта-добрый.

Смелость-смелый.

Слава-славный.

Молодец! У тебя все получилось!

6. Д/и «Составь слово»

Страшила предлагает нам выполнить интересные задания. Возьмите первые звуки из слов сумка-осень-куст и соедините слово, получилось слово Сок. Шуба-утка-мак получилось Шум.

Отгадайте загадки: теплая, пушистая, греет нас зимой(шуба)

Сколько слогов. посчитай.

Мягкие лапки, а в лапках царапки(кошка).

Четыре братца под одной шляпкой стоят(стол).

Молодцы!

Давай выучим стихотворение про звуки.

Не путайте спеша звук С со звуком Ш

Мохнатенького мишку не называйте миской

А если кот съел крысу не говорите крышу.

7. Скороговорки и пословицы

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

Шила в мешке не утаишь.

8. Мелкая моторика рук.

Давай поможем Страшилке заштриховать эти буквы. (Ребёнок штрихует буквы С и Ш).

Молодец!

12. Итог занятия

Вот мы уехали из Страны Чудес.

Тебе понравилось путешествие?

С какими звуками мы путешествовали?


На занятиях вне рамок коррекционной группы дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети в логопедической группе.

Основными формами организации работы при этом, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Наши занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6-ти или 12 месячный срок обучения.

При этом программ, сценариев и конспектов данного вида занятий на сегодняшний день практически нет.
В целях решения указанной проблемы мною и разработано это занятие.

Данное занятие является итоговым занятием по теме «Дифференциация звуков С-Ш ».

Звуки — С, Ш ставятся в начале и в середине коррекционной работы логопеда и, как правило, их постановка не вызывает больших трудностей, также как и последующая автоматизация.

Дифференциация же этих звуков достаточно трудно дается детям, а в словах эти звуки встречаются часто.
Если эти звуки поставлены и введены в речь, а дифференциация отработана недостаточно, то речь ребенка «присвистывает» и «шепелявит».

Незакрепление звуков в речи впоследствии ведет и к проблемам в письме.

Поэтому именно дифференциации звуков следует придавать большое значение.

Указанное занятие обобщает комплекс коррекционных приемов, таких как: артикуляционная и пальчиковая гимнастики, дифференциацию звуков в слогах, словах, чистоговорках, тексте.

В своем занятии я преследовала следующие цели:

Развитие артикуляционного аппарата;
Без этого невозможна постановка звуков и четкая речь детей. Тем более на сегодняшний день мышцы у детей развиты слабо.

Развитие фонематического слуха;
Это один из самых важных моментов логопедической работы.
Умение слышать звук, находить его местоположение в слове помогут ребенку правильно произнести звук в каждом конкретном случае.
Профилактика дислексии и дисграфии в школе.

Развитие мелкой моторики рук;
Давно известно, что развитие речевых центров тесно связано с развитием тонкой моторики пальцев рук.

Создание положительной мотивации к занятию;
Как правило, у детей с нарушениями речи мотивация низкая. Если что-то на занятии дается с трудом – ребенок теряет интерес, зевает, отвлекается. Поэтому игровая форма занятий, активное использование демонстрационного материала: сюжетных картинок, частая смена видов деятельности побуждают ребенка к активному участию в занятии, поддерживают его внимание на протяжении всего занятия.

Занятие проводится с детьми, подобранными по соответствующим диагнозам и уровню подготовки к данному виду занятий.

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [С], [Ш]
«Путешествие за шишками»

Тема: Звуки С-Ш.

Цель: Дифференциация звуков [С] — [Ш] .

1. Образовательные:
- уточнить представление ребенка о звуках [С], [Ш].

2. Коррекционно – развивающие:

Развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- уточнить представление об артикуляционном укладе звуков [С], [Ш] ;
- развивать фонематический слух на звуки [С], [Ш] ;
- развивать речевое дыхание;
- развитие мелкой моторики рук;
- дифференциация звуков [С], [Ш] в слогах, словах, предложениях, тексте.

3. Воспитательные:
- формировать положительную мотивацию к занятиям;
- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Оборудование:
- индивидуальное зеркало;
- квадраты синего, зеленого и красного цвета;
- мяч;
- сюжетные картинки.

Ход занятия

1. Оргмомент

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я приглашаю вас побывать в деревне у бабушки и погулять в сосновом лесу. Хотите? Тогда закройте глазки и представьте, что мы сейчас в лесу. Открывайте глазки. Покажите, какие там большие деревья.
Дети поднимают руки.
Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья.
Дети быстро-быстро шевелят пальчиками.
Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны.
Дети покачиваются и машут руками.
Ветер затих - не шевелятся больше ни листочки, ни ветки.
Дети расслабляются.
Снова подул ветер.
Дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются.

Молодцы, присаживайтесь.

2. Сообщение темы занятия

Давайте вспомним: как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-ш-ш-ш) Как подул холодный ветер? (С-с-с-с) Сегодня мы будем повторять звуки С, Ш.

К доске крепятся буквы С и Ш. Как называются эти буквы? Какое правило мы знаем? (Буквы мы читаем и пишем, а звуки мы говорим и слышим).
Давайте вспомним характеристику звуков.

3. Сравнение звуков С, Ш по артикуляционным и акустическим признакам (сходства и различия)

4. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

Посмотрите, ребята, кто к нам пришел? (На доску крепятся картинки — мальчик и девочка) Правильно, это наши знакомые — Саша и Маша. Они поедут с нами в деревню к бабушке. Поставим перед собой индивидуальное зеркало и сделаем упражнения.

Артикуляционная гимнастика .

Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),
С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперёд).
Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).
Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),
И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
Блюдца поставим – положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе).
Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо (подуть на широкий язык).
Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).
Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).

Пальчиковая гимнастика .

Молодцы, ребята. Теперь можно идти в лес. Но для прогулки в лесу нам понадобятся не только сильные ножки, но и ручки.

Сделаем гимнастику для рук:

Сжимания пальцев в кулаки;
- вращение кулаков;
- выгибание кистей рук;
- соединение пальчиков рук.

5. Дифференциация звуков [С], [Ш] в слогах.
Ребята, давайте вспомним, как звуки дружат между собой? (Согласный дружит с гласным.)
Вот и нам звуки, если мы будем с ними дружить, помогут пройти по кочкам. (Дети встают каждый у своего места. Логопед кидает мяч ребенку и произносит слоги. Ребенок повторяет и кидает мяч логопеду.)

са — ша са — са — ша
со — ша са — ша — ша
су — шу са — ша — са
сы- ши ша — ша — са
ша — са ша — са — са
шо — со ша — са — ша
шу — су
ши — си

6. Дифференциация [С], [Ш] в словах.

Дети садятся на места.
Логопед: «Ой! Что же здесь случилось? Саша и Маша придумали для вас слова со звуками С и Ш, но когда подул ветерок, эти звуки потерялись. Давайте поможем Саше и Маше вернуть звуки на место» (если дети испытывают трудности, можно раздать картинки с изображением этих предметов).
Ребенок должен назвать слово и определить местоположение звука в слове (в начале, в середине, в конце).

Игра «Отгадай слово»

Ишка. уба мы. ь
. ова. орока
. камья. анки
. арф. апоги

Логопед: «Саша приготовил для вас задание (детям раздаются карточки). Разделите эти слова на слоги и составьте звуковую схему».

8. Дифференциация звуков [С], [Ш] в чистоговорках .

Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. А теперь чтобы нам придти на лесную опушку надо пройти по дорожкам и правильно повторить чистоговорки. (Дети встают, по очереди ловят мяч и повторяют чистоговорки).

Шашки на столе, шишки на сосне.

Шапкой Сашка шишки сшиб.

Пошел Паша пешком –
Понес мешок с песком.

Наша большая пушистая кошка сидит на окошке.
А ваша маленькая смешная кошка уходит с окошка.

Кешка в спешке скушал пешку.

Старушки насушили сушки.

9. Дифференциация звуков [С], [Ш] в тексте.

Логопед: «По дорожкам мы прошли и куда же мы пришли? А вот куда!» (На доску крепится картина с изображением соснового леса). Дети за логопедом по очереди повторяют предложения и заучивают текст. Затем на доску крепятся изображения: сосна, сосновые шишки, мешок. С опорой на эти картинки дети по очереди пересказывают текст по одному предложению.

Текст:
Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шишками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. Высоко – на самой макушке висят большие шишки. Шишки с шумом падают вниз. Под сосной много шишек.
Саша и Маша собирают шишки в мешок. С мешком шишек они спешат домой. Сзади доносится шум соснового леса.

Итог занятия

Логопед: «Ну вот ребята, мы с вами и побывали в лесу. Наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним: Какие звуки мы сегодня произносили чаще всего?
Уточняем артикуляцию звука: что делали губки, зубки, язычок, какая была воздушная струя, пело горлышко или нет?»

Оценка речевой деятельности

Вы прекрасно сегодня работали и правильно произносили звуки. С собой в группу вы возьмете сосновые шишки, которые мы собрали в лесу (логопед раздает детям шишки для поделок).

Семенюк Юлия Сергеевна,
учитель – логопед
ГОУ ЦРР № 1688 г. Москва

Цель : Развить умение дифференцировать звуки С и Ш.

Задачи :

1. Пробуждение интереса к познанию звуков С;Ш.

3. Уточнение артикуляционно-акустических признаков звуков С;Ш.

4.Совершенствование умения составлять схему слова и делать сравнительный анализ.

5. Развитие умения внимательно слушать логопеда.

6. Развитие мышления, усидчивости, слухового внимания и зрительной памяти.

7. Совершенствовать навыки правильного произношения звуков С;Ш в словах и словосочетаниях, предложениях, довести произношение звуков С;Ш до автоматизма.

8 Активизация накопленного словаря.

9. Установление лексико-грамматических отношений между членами предложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической медико-социальной помощи

Центр психолого-медико-социального сопровождения Фрунзенского района Санкт-Петербурга

План-конспект индивидуального занятия

Дифференциация звуков С-Ш в словах, словосочетаниях, предложениях.

Составитель: учитель-логопед ГБОУ ЦПМСС

Степанова Елена Ивановна

Санкт-Петербург, 2013

Цель : Развить умение дифференцировать звуки С и Ш.

Задачи :

1. Пробуждение интереса к познанию звуков С;Ш.

3. Уточнение артикуляционно-акустических признаков звуков С;Ш.

4.Совершенствование умения составлять схему слова и делать сравнительный анализ.

5. Развитие умения внимательно слушать логопеда.

6. Развитие мышления, усидчивости, слухового внимания и зрительной памяти.

7. Совершенствовать навыки правильного произношения звуков С;Ш в словах и словосочетаниях, предложениях, довести произношение звуков С;Ш до автоматизма.

8 Активизация накопленного словаря.

9. Установление лексико-грамматических отношений между членами предложения.

Оборудование : Мяч, настольная игра логопедическое лото-мозаика «Мишка в берлоге», символы звуков, слогов.

Ход занятия.

Логопед: Представь себе, что мы сейчас в лесу. Покажи, какие там большие деревья.

Подул теплый ветерок, зашелестели листья: ШШШ-пошевелить пальчиками.

Подул холодный ветерок:ССС-покачиваться и махать руками.

Ветер затих, не шевелятся ни листочки, ни ветки- расслабиться.

Вспомним, как шумели листочки? ШШШ

Как подул холодный ветер? ССС

Сегодня мы будем повторять звуки С и Ш. (уточнение артикуляции звуков, нахождение сходства и различия)

Давай поиграем. Я буду называть предметы, а ты будешь произносить соответствующий звук.

Свисток__________ССС

Сердитый гусь____ ШШШ

Насос____________ССС

Шум леса_________ШШШ

Свист ветра_______ ССС

Змея шипит_______ ШШШ

А теперь добавь слог СА или ША, чтобы получилось слово. Назови его. (игра с мячом)

Афи… ли…. ка… о…

Добавь слог СЫ или ШИ камы… бу…. мы… фоку….

Четко повтори: Язык кверху - ша-ша-ша- Маша моет малыша
Язык книзу - са-са-са- укуксила в нос оса

Язык кверху - ши-ши-ши- Миша с Машей малыши

Язык книзу - сы-сы-сы- у осы усы, усы

Язык кверху - шу-шу-шу- шубу новую ношу

Язык книзу - су-су-су- видел я в лесу лису

Физминутка

Игра: Прогулка на велосипеде.

Логопед : Мы поедем кататься на велосипеде.

Проверим хорошо ли надуты шины. Слабо. Давай накачаем шины насосом.

Ребенок : сссссссссссссс- имитация работы насосом.

Логопед : Поехали (имитация езды на велосипеде) Наехали на шишку. Лопнула шина.

Ребенок : шшшшшшшшшш

Логопед : Заклеим шину и еще раз накачаем шины.

Повторение игры.

Развитие фонематических представлений, произношение звуков С, Ш в словах, словосочетаниях, предложениях.

Игра . Логопедическое лото-мозаика. «Мишутка в берлоге.»

Игровое поле, карточки 6 штук: шапка, мышка, карандаш, собака, лиса, автобус.

Карточки в волшебном мешочке. Ребенок достает по одной карточке, называет предмет и определяет какой звук(С или Ш) слышит и его место в слове, подбирает слово-признак предмета. Ребенок проговаривает: « Я достал из волшебного мешочка ШАПКУ. Слышу звук Ш в начале слова. Это шерстяная шапка». Достает все картинки и выкладывает их на стол.

Логопед загадывает загадки, ребенок отгадывает их, с каждым словом составляет предложение (при затруднении логопед помогает вопросом) и кладет карточку на соответствующее место на игровом поле, проговаривая: « Я кладу шапку на шапку.»

На игровом поле собирается сюжетная картина «Мишутка в берлоге».

  1. Сижу верхом, не ведаю на ком. Знакомца встречу- соскочу, привечу.

2. Я хитра и плутовата. Я в курятник вечерком часто бегаю тайком.

3. На дворе сидит, дом сторожит. Кто к хозяину идет, она знать дает.

4. Дом по улице бежит, дом подошвами шуршит. Подбегает к остановке, всех желающих берет и опять бежит вперед.

5. Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом проведет, там заметку кладет.

  1. Хвост длинен, сама крошка, боится очень кошки.

Логопед : Вспомни слова-отгадки, не переворачивая карточек, и назови их.

А теперь найди на составленной сюжетной картине слова со звуком С, затем со звуком Ш.

Ответь на мои вопросы: Что Мишутка будет делать зимой?

В какое время года проснется Мишутка?

Из чего Мишутка ест кашу?

Сравнение слов: МИШКА,МИСКА.

Назови звуки слова МИШКА по порядку. Сколько звуков в слове? На каком месте звук Ш? Назови гласные. Сколько слогов? Почему 2 слога? Составление схемы слова. (так же сделать анализ слова МИСКА)

Чем отличаются эти слова?

Мишка хочет с тобой поиграть. Игра «4 лишний».

Найди лишнее слово: шапка, сок, шар, шалун;

Сын, сом, шкаф, сад;

Итог занятия :

Логопед : Ты меня сегодня порадовал своими ответами! Жаль, что занятие закончилось! Мне было приятно работать с тобой!

Логопед отмечает удачи ребенка, узнает у него, что ему понравилось, какое задание было самым трудным.


Подгрупповое логопедическое занятие

Дифференциация С - Ш

Подготовила

Учитель-логопед

Табакова Юлия Вячеславовна

2011 учебный год

Тема: Дифференциация С-Ш.

Цели:

Коррекционно-образовательные: уточнять и сравнивать артикуляцию звуков, учить дифференцировать буквы С-Ш, давать их сравнительную характеристику, формировать умение различать на письме С-Ш в слогах, словах, предложениях ;

Коррекционно-развивающие: развивать звуковой анализ и синтез, фонематический слух и восприятие, логическое мышление, память, пространственные и временные представления;

Коррекционно-воспитательные: воспитывать культуру речи, прививать интерес к занятиям.

Оборудование: мячик, индивидуальные зеркала, предметные картинки, карточки для индивидуальной работы, цветные карандаши, артикуляционные профили и схемы звуков.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Прежде чем начнем работу над темой занятия, давайте вспомним:

Какой сегодня день недели?

Какой день был вчера?

Какой будет завра?

Как называется первый день недели?

Какое сегодня число? Какой месяц? Вспомните зимние месяцы? Какой первый месяц зимы? Второй? Третий?

Молодцы! Настроились на работу!

2. Работа над темой занятия.

1. Формулировка темы занятия.

Мы сегодня продолжим работу над смешиваемыми звуками, а над какими именно вы узнаете, когда отгадаете загадки (по первому звуку отгадки):

Гладишь – кусается, дразнишь - кусается (с обака).

Сижу верхом не знаю на ком, знакомца встречу, соскочу, привечу (ш апка).

Словарная работа: привечу - Поприветствовать, поздороваться.

Молодцы! Мы с вами будем работать над звуками [с-ш]. И тема нашего занятия звучит так: «Дифференциация С-Ш».

2. Артикуляционный уклад звуков [с-ш].

Звук [с]

Губы растянуты в улыбке, зубы обнажены, кончик языка упирается в нижние резцы (получается «Мостик», схема ↓).

Звук [ш]

Губы округлены и слегка выдвинуты вперед, зубы обнажены, языка приподнят к переднему краю твердого неба в форме «Чашечки», схема .

Таким образом, при произнесении звука [с] – получается «Мостик», а при произнесении звука [ш] – «Чашечка».

Кроме этих вариантов различения звуков, которые мы можем увидеть, есть еще один признак, по которому мы можем почувствовать различение этих звуков.

Прикладываем ладонь к губам и попробуем произнести звук [с] – холодный воздух, а звук [ш] – теплый.

Запомнили! Сейчас проверим!

2. Характеристика звуков [с-ш].

Звук [с] – согласный, твердый, парный, глухой.

Звук [ш] – согласный, твердый, парный глухой.

3.Развитие фонематического слуха.

С помощью схемы, попробуем произнести зашифрованные звуки:

↓ ↓ ↓ ↓ ↓

ш с ш с с ш с ш ш с

4. Первичное закрепление знаний.

1.Выделение и различение звуков [с] - [ш] в слогах:

Я называю слоги, а вы с помощью схемы показываете: звук [с] - ↓, звук [ш] –

ша, то, со, су, ши, аш, ок, ис, ош, ши, ос, са.

А сейчас два слога одновременно:

са – ша шо – со шу - си

су – ши шу – су ас - иш

2.Повторить цепочки слогов в той же последовательности:

Са – ша – со сы – ши – сэ

Со – шо – со сы – ши - сы

Со – шо – су су – ши – со

Аса – аса - аша асу – ашу – асу

Осо – ошо – осо осы – осы – оши

Сшо – сшо – сша сши – сши – сши

Сшу – сшу – сши аши – аши - асы

3.Работа над чистоговоркой (нормальный темп, медленный, быстрый).

Шишки на сосне

Шашки на столе.

Наша серая кошка сидела на крыше,

А ваша серая кошка сидела выше.

4.Работа над звуковым анализом.

В карточках надо зачеркнуть цифру, соответствующую месту звука [с] или [ш] в слове.

стакан (1) кошка (3)

мост (3) крыша (4)

старушка (1, 6) сосулька (1, 3)

матрешка (6) снег (1)

5.Физкультминутка.

В начале занятия мы вспоминали временные представления, а сейчас вспомним пространственные:

Поднять правую руку (опустить)

Поднять левую руку (опустить)

Показать левой рукой правое ухо

Показать правой рукой левое колено

Показать правой рукой правую бровь.

6.Групповая работа.

Отобрать картинки в две группы:

1 – в названиях, которых есть звук [с]

2 – в названиях, которых есть звук [ш]

7.Изменить слова по образцу (игра с перекидыванием мяча).

Просить – Я прошу

спешить – спешу спросить – спрошу

носить – ношу красить - крашу

месить – мешу плясать - пляшу

откусить – откушу косить – кошу.

8.Гимнастика для глаз.

Движения зрачков влево – вправо, вверх – вниз, круговые движения зрачками. Крепко зажмурить глаза на 10-20 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть. Массаж глазных век подушечками пальцев. Слегка поглаживать себя пальцами по векам, бровям, вокруг глаз.

9.Работа в тетрадях.

Откройте тетради и запишите число.

Задание: Списать слова, вставить пропущенные буквы эс, ша. Подчеркнуть их цветными карандашами.

Игру…ка, пё…трый, …каф, кра…ивый, …катулка, …тальной, …ить, голо…, маку…ка, ме…то, ри…, …гать, кро…ить, …крепка, камы…, плюю…ка, пи…к, каранда…, вы…ивать, реди…ка, марты…ка, …ур…ит, кро…ки.

Проверка записанных слов.

5. Подведение итога.

Молодцы, ребята! Давайте еще раз вспомним, над какой темой мы работали сегодня?

Над какими буквами мы работали? Какие звуки они обозначают?

Что было самое трудное?

У кого самые лучшие результаты?

Занятие закончено, до свидания!