» » Нравственные ценности и будущее человечества. «Нравственные ценности и будущее человечества Нравственные ценности и будущее человечества темы

Нравственные ценности и будущее человечества. «Нравственные ценности и будущее человечества Нравственные ценности и будущее человечества темы
26.01.2018

Мораль - это то, что отличает человека разумного от прочих живых существ. Нечто, данное нам свыше и определяющее наше бытие. Казалось бы, незыблемы устои, не подлежащие ревизии и пересмотру. Однако в нашем быстро меняющемся и, к сожалению, не всегда к лучшему, мире далеко не всё так однозначно и определённо.

24 января, в среду, в Большом Кремлёвском дворце состоялось торжественное открытие «Нравственные ценности и будущее человечества».

В своём роде это уникальное событие. Чтения выросли из конференции православных педагогов и впервые были проведены в 1993 г., когда Россия переживала далеко не простые времена. Упадок нравственности и культуры, как и общий упадок всего российского государства, трагические события, связанные с расстрелом Белого дома, – всё это происходило именно в этот год. Общество мучительно искало ответ на вопрос о нравственных ориентирах, на смену которым пришла безнравственность и откровенное пренебрежение как нормами права, так и духовными ценностями. На этом фоне церковно-общественный форум стал уникальным проектом в сфере образования, культуры, социального служения и духовно-нравственного просвещения. То, что сегодня наше общество преодолело в основном негативный осадок 1990-х, во многом заслуга и тех, кто непосредственно принимал участие все эти годы в этом авторитетном международном мероприятии.

Традиционно форум проходит в первые дни Нового года после празднования одного из наиболее почитаемых в христианстве праздника Рождества Христова. Отсюда происходит и его название. Председатель чтений – Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Главой оргкомитета является председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. На нынешних Рождественских чтениях было представлено более 15 тысяч участников из 16 стран.

На церемонии в Государственном Кремлёвском дворце в качестве почётных гостей присутствовали первый заместитель председателя Совета Федерации Н. В. Фёдоров; первый заместитель председателя Госдумы А. Д. Жуков; первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ С. В. Кириенко; министр иностранных дел РФ С. В. Лавров; министр образования и науки РФ О. Ю. Васильева; министр культуры РФ В. Р. Мединский; министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий В. А. Пучков; министр внутренних дел РФ В. А. Колокольцев; полномочный представитель Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, председатель Совета при Президенте РФ по делам казачества А. Д. Беглов; президент Российской академии образования, председатель попечительского совета фонда «Русский мир» Л. А. Вербицкая; заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам региональной безопасности и информационной политики А. С. Горбенко.

Приветствие в адрес Международных Рождественских образовательных чтений Президента России В. В. Путина огласил первый заместитель Руководителя Администрации Президента РФ С. В. Кириенко. В нём, в частности, говорилось: «На протяжении многих лет ваш авторитетный форум является одним из наиболее ожидаемых и по-настоящему важных событий в общественной, культурной, духовной жизни страны, — объединяет вокруг своих благородных идей и целей большое число участников и гостей - неравнодушных, деятельных людей».

На пленарном заседании выступил с докладом Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Есть понятие «изменённого сознания», когда человеку разумному пытаются внушить идеи, противоречащие его сущности, направленные на постепенное его разрушение и самоуничтожение как личности в полном понимании этого слова. Происходит подмена понятий, когда на «белое» говорят «чёрное» и наоборот. Нарушаются базовые принципы морали. Нравственность трактуется как нечто аморфное и даже необязательное.


Делается это вполне сознательно с целью подавить волю индивида, который в итоге теряет способность мыслить самостоятельно и оценивать объективно окружающую его действительность.

Подобные процессы наблюдаются сегодня в «просвещённом» западном мире, считающем себя «образцом демократии», хранителем неких «либеральных ценностей».

«Если раньше говорили, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого, то в настоящее время свобода тех, кто хочет жить и воспитывать детей в соответствии со своими традиционными религиозными нормами нередко попирается сторонниками так называемых либеральных ценностей, утверждающих, что абсолютной ценностью является свобода, а всё остальное – вторично. Всё чаще звучат призывы к пересмотру нравственных ценностей, в том числе имеющих евангельское основание, и даже к полному отказу от них» , – с тревогой отметил в своём докладе патриарх Кирилл.

Далее предстоятель Русской православной церкви сказал: «Мы видим, как традиционные христианские семьи вынуждены в официальных документах отказаться от слов "отец" и "мать" в пользу ублажающего слух однополых партнёров "родитель № 1" и "родитель № 2", а любой человек может лишиться работы только за то, что открыто выскажет своё осуждение содомского греха или даже публично прочитает соответствующий текст из Библии, как то было с одним из пасторов в одной из европейских стран».

Ныне подобное отвергается практически солидарно представителями различных религий. Как отметил в своём выступлении патриарх Кирилл, «…вероучения различных религий могут заметно отличаться, но как только мы переходим на уровень аксиоматики, на уровень нравственных ценностей, большинство религиозных традиций демонстрирует совпадение взглядов».

Единство в основных подходах к сохранению нравственных ценностей человечества нашло своё отражение и в подписанной главами Русской православной церкви и Римско-католической церкви совместной Декларации во время их в феврале 2016 г. в Гаване.

Важно отметить, что с аналогичных позиций высказывался и присутствующий на чтениях министр иностранных дел России С. В. Лавров, который, кстати, был встречен продолжительными и бурными аплодисментами присутствующих, граничащих с овацией. Так зал выразил поддержку принципиальной и последовательной политике нашей страны на внешней арене и лично главе российского внешнеполитического ведомства.

Вот дословная цитата из выступления С. В. Лаврова: «Очевидно, что пересмотр базовых норм морали, вседозволенность, доведённая до абсурда толерантность наносят непоправимый ущерб нравственному здоровью людей, лишают их культурно-цивилизационных корней. Например, в ряде стран – членов Евросоюза вводятся запреты на религиозную атрибутику, родителей лишают права воспитывать детей в духе христианской морали и другие примеры, которые приводились во вступительном слове Его Святейшества. Хотел бы напомнить, что в своё время Евросоюз отказался закрепить в своих уставных документах тезис о том, что европейская цивилизация имеет христианские корни. Думаю, что тот, кто стыдится своих нравственных корней, не может уважать представителей других вероисповеданий, точно также, как не вызывает у них уважения к себе. Это создаёт питательную среду для ксенофобии и нетерпимости, открывает путь к саморазрушению общества. Важно энергично противостоять псевдолиберальным подходам, поощряющим деструктивные модели поведения» .

Очевидно, что отсутствие нравственности означает, по сути, отсутствие будущего. Человечество может возвратиться к своему первобытному состоянию, когда сила заменяла всякую мораль и могла быть оспорена лишь другой силой. Но это путь в никуда, путь к прекращению существования рода человеческого. Причём такой подход неизбежно отразиться и на тех, кто осознанно или в силу собственных заблуждений его проводит. Присутствующий на пленарном заседании Рождественских чтений заместитель мэра Москвы А. С. Горбенко справедливо предложил уточнить их название, заменив союз «и» на «тире»: «Нравственные ценности – будущее человечества» .

Развитие в обществе диалектической пары: индивидуалистской

и коллективистской нравственности. Образование частной

собственности. Пагубность индивидуалистской нравственности

для человеческой цивилизации. Уместно отметить, что опасность гибели человечества.

Спасение в коммунизме. На ϶ᴛᴏ должна быть нацелена

деятельность объединения коллективистов, гармонично

сочетающих в себе личное, коллективное и общественное (коммунистов-марксистов) – борцов с частной собственностью.

Корни человеческой нравственности находятся у наших животных предков, ведущих стадный образ жизни. Чтобы выжить, наши предки (и в первую очередь, человекообразные обезьяны) должны были действовать сообща, всем стадом, помогая друг другу, идя на жертву, ради стада и не требуя от него за ϶ᴛᴏ вознаграждения.
Стоит отметить, что основатель теории эволюции, известный английский естествоиспытатель Ч.Дарвин в ϲʙᴏей книге “Происхождение человека” на конкретных примерах впервые наиболее обстоятельно и полно показал, что нравственность взаимопомощи ϲʙᴏйственна всем общественным животным; в их сообществах общественные инстинкты преобладают над личными. Известный русский революционер, ученый, философ П.А.Кропоткин в ϲʙᴏей книге по нравственности “Этика” повествовал по ϶ᴛᴏму поводу: “Природа полна таких примеров, причем в каждом классе животных на высшей ступени развития стоят именно общительные виды. Взаимная помощь внутри вида будет, таким образом … , главным фактором, главным деятелем того, что можно назвать прогрессивным развитием” (П.А.Кропоткин. Этика. М., Стоит сказать - политиздат, 1991, стр. 55)

Общественные моральные нормы перешли по наследству от животных и к людям, к их стадам и первобытнообщинным родам. И данные нормы взаимопомощи, как и у общественных, стадных животных, способствовали человеческому прогрессу, о чем будет сказано ниже. Первородную нравственность, основанную на данных нормах, назовем коллективистской.

С появлением классового общества стали появляться новые нравы: бескорыстность стала заменяться выгодой, коллективная взаимопомощь и самопожертвование ради коллектива – индивидуальной конкуренцией и враждебностью и др. Вот эту новую классовую нравственность назовем индивидуалистской.

В каждом человеке изначально сидели и сегодня сидят обе противоположности: индивидуализм и коллективизм. Первый биологического происхождения, второй – социального, в зачатке уже присутствующий у наших обезьяноподобных предков, как и других общественных животных. Но хотя индивидуализм внутри человека “сидел” всегда, однако проявиться он получил широкую возможность только при распаде первобытнообщинного строя и зарождении классового общества. И здесь индивидуалистская нравственность стала фактически нравственностью господствующего класса, хотя для ϲʙᴏего господства, он старался привить ее и подчиненному классу с тем, ɥᴛᴏбы максимально его разобщить, создать внутри него конкуренцию и тем самым облегчить себе господство над данным классом (по известному с античных времен принципу: разделяй и властвуй)

Возникла, сформировалась эта новая (индивидуалистская) нравственность в обществе на базе стремления индивидуалиста выделиться из среды ϲʙᴏих соплеменников и властвовать над ними, их эксплуатировать. И такое выделение стало возможным, когда человек стал настолько сильным, что мог выживать сам без помощи других, без кᴏᴛᴏᴩых он ранее не мог обходиться. И выделиться он мог только ϲʙᴏим богатством, кᴏᴛᴏᴩое он тем или иным способом присваивал себе из общинного богатства (приватизировал, говоря современным языком) Богатство давало ему лучшую, чем у других, более бедных людей ϲʙᴏего рода-племени, возможность заниматься накоплением знаний, обеспечением себя вооруженной защитой от врагов или ϲʙᴏих соплеменников, кᴏᴛᴏᴩые захотели бы посягнуть на его индивидуальную независимость, обеспечением себя лучшими орудиями труда, ведущим к более эффективному накоплению новых богатств, и т.п.. Важно понимать - оно (богатство) ставало силой в его руках, орудием его власти над другими и средством существования за счет других. Индивидуалистическое отделение такого богатства от общинной собственности будет актом образования частной собственности. Именно частная собственность и будет материальной, экономической базой проявления и поддержания имеющегося у каждого человека индивидуализма. Так с появлением частной собственности появился класс господ, а рядом с ним и класс угнетаемых и эксплуатируемых ими.

Вначале с возникновением частной собственности коллекти-вистская нравственность в таком уже классовом обществе все же была преобладающей. Но с развитием классового общества преобладающей становится нравственность индивидуалистская. Именно такая закономерность пробудет в классовом обществе любой формации (рабовладельческой, феодальной, капиталистической) – в любой общественно-экономической формации при ее становлении в начале преобладает коллективистская нравственность, а в конце ее существования – преобладает индивидуалистская нравственность. Не минула эта закономерность и социализм, сущность кᴏᴛᴏᴩого еще была классовой.

В наибольшей степени ярко и в то же время и в наиболее опасном виде индивидуалистская нравственность пробудет при капитализме. Здесь она в настоящее время уже поражает почти все общество и находит ϲʙᴏе выражение в выделении из общества более богатого, более сильного, более наглого, более властного, без чести, знаний и ответственности за счет обнищания, ослабления, унижения остальных, ведущее к всеобщей агрессивности ко всему окружающему. Наглядно выражается ϶ᴛᴏ хотя бы в погоне людей капиталистической действительности за прибылью. Современник К.Маркса – английский профсоюзный деятель Т.Дж.Даннинг характеризовал страшное нутро ϶ᴛᴏй погони так: Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но когда имеется достаточная прибыль, капитал смелеет. При 10 процентах прибыли капитал согласен на любое применение, при 20 процентах он оживляется, при 50 процентах явно готов сломать себе шею, при 100 процентах оскверняет все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на кᴏᴛᴏᴩое не рискнул бы капиталист, даже под страхом виселицы (Daunning T.J.Trades’Unions Strikes. London,1860, pp.35,36)

По϶ᴛᴏму-то индивидуалистическое первоочередное стремление к личному и национальному материальному обогащению, к справедливости прежде всего по отношению к себе (к личной выгоде) будет причиной смерти миллионов людей от голода, болезней и войн, из-за него грабят природу и уничтожают среду ϲʙᴏего обитания. Это из-за него распадаются семьи и целые государства, процветает разврат и насилие, исчезают с лица земли целые народы и цветущая ранее природа превращается в пустыню.

Опасность возрастает с нынешним углублением и расширением знаний, ᴏᴛʜᴏϲᴙщимся к глубочайшим, самым сокровенным основам жизни и тайнам природы. Эти знания, увеличивающие наши возможности воздействия на природу, в руках индивидуалиста, зараженного жаждой обогащения любой ценой, что будет отличительной чертой капитализма, становятся смертоносным оружием, грозящим погубить не только все живое на планете, но и саму планету. Так например, рост знаний о строении атома и его ядра в условиях капитализма привел к созданию атомного, термоядерного, нейтронного и тому подобных невиданных до сих пор по ϲʙᴏей разрушительной силе, античеловечности видов оружия. Или другой пример: новые знания о психике человека могут быть использованы для превращения большинства людей в человекоподобных рабов-роботов, ϲʙᴏеобразный рабочий скот в человеческом облике, безропотных и послушных солдат и т.п., выполняющих любую волю новых современных рабовладельцев ради удовлетворения развращенных, античеловеческих потребностей в безмерном росте их богатства и власти над всем миром (Гитлер со ϲʙᴏей ϲʙᴏрой нелюдей мог только мечтать о такой возможности)

Опасность капитализма в стократ возросла с крушением социалистической системы, кᴏᴛᴏᴩая до поражения ее самой вирусом индивидуализма была оплотом коллективистской нравственности и не давала распространяться заразе индивидуализма повсеместно на всю человеческую цивилизацию. Нынешний вездесущий капитал ϲʙᴏей вседозволенностью и ненасытностью, удовлетворяемой не без помощи ϲʙᴏего материального базиса - технологий, пожирающих все сырьевые и энергетические, психические ресурсы планеты, отравляющих почву, воздух, воду и душу, ведет все человечество к моральной деградации, к развитию антикультуры ("культуры", враждебной природе и разлагающей, разрушающей личность и здоровье человека) через пропаганду насилия, всевозможных ужасов, бандитизма, разврата, разгульной жизни посредством телевидения, кино, печатных изданий, выставок, музыку и песни, развлекательные клубы, казино, публичные дома. Ведет к уничтожению среды его обитания. И в конечном итоге - к его гибели.

В случае если на заре развития человечества коллективистская нравственность была фактором выживания человека, то сейчас ее противоположность – индивидуализм – ставит человечество на грань гибели. История уже знает подобное, кᴏᴛᴏᴩое происходило не однажды на нашей планете.

Первым случаем пагубности индивидуализма может, видимо, считаться история с исчезновением одного из наших предков – неандертальца. Стада неандертальцев жили рядом со стадами кроманьонцев. Первые жили отдельными семьями, были агрессивны и, обладая значительной физической силой, обходились без особой взаимопомощи. На ϶ᴛᴏй основе преобладал у них индивидуализм. Вторые же были физически слабее и выжить они могли только большими стадами-родами с хорошо развитой взаимопомощью, коллективизмом. В жестокой борьбе за жизнь победил коллективизм кроманьонцев и индивидуалистический неандерталец исчез с лица Земли. Род человеческий продолжил коллективистский кроманьонец, к кᴏᴛᴏᴩому и мы себя относим.

Другими примерами пагубности индивидуализма могут служить катастрофы, кᴏᴛᴏᴩые постигали отдельные развитые древние и не очень древние цивилизации. Это уже были классовые цивилизации (рабовладельческие, феодальные) И характеризовались они, как всякое классовое общество, ростом индивидуализма и относительным уменьшением коллективизма. Стоит сказать, для удовлетворения ϲʙᴏих индивидуалистических потребностей погоня за материальными ценностями, обеспечивающих данные потребности, становится неудержимой, богатство накапливается ради самого богатства.

В таких условиях рост материальных потребностей приобретает извращенный вид, поскольку идет он в основном не для обеспечения и развития жизни всего общества, а для роскоши господствующего класса, часто как раз за счет жизнеобеспечения угнетенных. Стремительное алчное накопление материальных богатств, без кᴏᴛᴏᴩых могут обойтись в ϲʙᴏей жизни люди и кᴏᴛᴏᴩые их только развращают, приводит к непомерному их добыванию и созданию на ϶ᴛᴏй основе неблагоприятных условий для окружающей среды, ее разрушению. В конце концов наступает момент, когда все возрастающее потребление развращенного индивидуалистического общества не способно более быть обеспечено окружающей его средой (эксплуатируемыми им людьми или природой, ресурсы кᴏᴛᴏᴩой имеют ϲʙᴏй предел) Наступает конфликт между таким обществом и окружающим миром. Начинается междуусобная борьба за обладание ставших дефицитными ресурсами. В результате, такие цивилизации, раздираемые изнутри индивидуализмом со всеми его сопутствующими агрессивностью, развратом, погибали или под ударами более коллективистских чужеземцев, либо под ударами более коллективистских сил внутри самого общества, Именно такая судьба постигла, например, Не стоит забывать, что вавилон, Древний Египет, Майя, Римскую Империю, Киевскую Русь и др. Примечательным в ϶ᴛᴏм плане будет, например, Спарта. Многие сотни лет спартанцы не знали поражений, прежде всего потому, что жили единой общиной, не пользуясь деньгами, способными быть источником накопления. Невозможность их накопления была вызвана тем, что специально принятым законом были введены железные деньги (было запрещено пользоваться серебряными и золотыми монетами), непригодными для другого использования (их специально делали хрупкими) Стоит заметить, что они стоили так мало и были настолько громоздки, что для того, ɥᴛᴏбы держать дома несколько сот рублей нужно было строить большую кладовую и перевозить в нее деньги на телеге. Благодаря такой монете в Спарте прекратились преступления: кто решился бы воровать, брать взятку или грабить, раз нельзя было скрыть ϲʙᴏю добычу? К тому же данные деньги не могли использоваться в торговле с другими государствами и, тем самым, была поставлена преграда на ввоз богатства извне. Против накопления и пользования богатствами, против роскошной жизни были нацелены и другие законы Спарты, кᴏᴛᴏᴩые в сочетании с законами, направленными на укрепление здоровья тела и духа, коллективизма, системно решали вопрос существования устойчивого, сильного, крепкого государства. Золото вошло в обиход спартанцев после их победы над персами с их огромными богатствами. После ϶ᴛᴏго началось разложение Спарты и наступила ее гибель в военном противостоянии с римлянами.

Катастрофы, кᴏᴛᴏᴩые потрясали тогда цивилизации, не были гибельными для человечества, хотя погибающие цивилизации ϲʙᴏим разрушительными действиями после себя часто оставляли пустыни. После катастрофы погибающая цивилизация возрождалась снова в основном за счет сил, кᴏᴛᴏᴩые приходили к ней извне или вызревали внутри нее и привносили в нее новые социальные отношения и технологии, кᴏᴛᴏᴩые давали толчок для нового прогрессивного развития. В случае если таких сил не оказывалось, то возрождения цивилизации с дальнейшим ее развитием так и не наступало, как ϶ᴛᴏ произошло, например, с государством Майя, оказавшимся потерянным в джунглях, или с Не стоит забывать, что вавилонским царством, территория кᴏᴛᴏᴩого превратилась в пустыню.

Сейчас мы тоже имеем случай указанной катастрофы, но только для капиталистической цивилизации, охватившей всю нашу планету. В погоне за максимальной прибылью без всякого соотношения с производством нужных обществу материальных ценностей (огромные прибыли, например, получают на производстве оружия, наркотиков, порнопродукции и другого, кᴏᴛᴏᴩые не только не нужны людям, но и убивают их в прямом смысле ϶ᴛᴏго слова) уничтожаются наши энергетические и сырьевые ресурсы, среди кᴏᴛᴏᴩых и легкие нашей планеты – леса. Загрязняются отходами производства, транспортных средств вода, атмосфера и грунт нашей планеты, уничтожаются плодородные земли. Об ϶ᴛᴏм мы уже повествовали в разделе "Знания и рост потребности в них" (конкретно см. стр.11-13) Важно заметить, что одновременно ставятся всякие препятствия на пути разработки новых технологий, кᴏᴛᴏᴩые бы заменили технологии использования исчерпывающихся уже энергии и сырья, на добыче кᴏᴛᴏᴩых обогащаются современные магнаты.

Ради непомерно растущих прибылей ведутся нескончаемые войны, идет ограбление “нецивилизованных” народов, уменьшаются расходы на социальные программы для большинства "цивилизованных" (развитых) стран, среди кᴏᴛᴏᴩых расходы на охрану здоровья, образование (в США, например, миллионы людей малограмотны или вообще неграмотны) Богатства, кᴏᴛᴏᴩые не идут на удовлетворение разумных человеческих потребностей и к кᴏᴛᴏᴩым допускают все меньше людей, могут быть использованы на развращающие человека развлечения, аморальные действия. Из-за загрязнения окружающей среды ослабляется наш организм, улучшаются условия для развития возбудителей болезней, что ведет к росту эпидемий. К примеру, по свидетельству ученых, восстановление заболеваемости холерой и ежегодные эпидемии ϶ᴛᴏй болезни на юге Украины обусловлено как раз загрязнением наших рек. Экологические нарушения, кᴏᴛᴏᴩые вызваны нашим варварским, ради денег, отношением к окружающей природе, могут привести к появлению экологических катастроф. Так, загрязнение Чёрного моря, увеличивает слой придонного сероводорода и в некᴏᴛᴏᴩых местах он почти подходит к поверхности моря. При землетрясении ϶ᴛᴏт горючий газ может выйти на поверхность, загореться и взорваться с мощностью атомной бомбы с последующими катастрофическими последствиями. К значительным нарушениям экологической ситуации ведут и военные действия. Недавняя война в Ираке и Югославии тому достоверное подтверждение. Критическое увеличение углекислого газа в атмосфере ведет к глобальному потеплению на планете, а с ним и к повышенному таянию ледников, что ведет к повышению влажности в атмосфере, числа и мощности атмосферных катаклизмов, повышению уровня воды в морях и ϶ᴛᴏт процесс уже начался (вспомните, хотя повышение жары или почти ежедневные дожди летом, потепление зимы) И еще один самый близкий пример пагубности индивидуализма капиталистического мира. Совсем недавно Европу постигла катастрофа в результате аварии на румынской золотодобывающей шахте: ядовитые цианиды попали в реки Тиса и Дунай, вследствие чего погибло все живое в районе аварии. Компенсацию за убытки, кᴏᴛᴏᴩая пошла бы на восстановление экологического равновесия в регионе, отказались давать все придунайские государства (Украина, Венгрия, Югославия, Румыния) в то время, как миллионы долларов тратятся в данных странах на развлечения кучки богачей.

Описанные здесь катастрофы, ведущие к исчезновению ранних цивилизаций, имели локальный характер, поскольку данные цивилизации занимали территорию только отдельных государств. Сейчас же капиталистический "цивилизованный" мир имеет глобальное распространение и практически охватывает территорию всей нашей планеты. Катастрофа становится всемирной и опасность от нее грозит всему миру.

Индивидуалистское в ϲʙᴏей неудержимой алчности обогащения любой ценой современное человечество объективно обречено на гибель. Выжить здесь может только новая более коллективистская общность людей, кᴏᴛᴏᴩая сменит погибающую капиталистическую цивилизацию, как ϶ᴛᴏ неоднократно было в истории человечества. Именно такая общность и будет коммунистической.

Чтобы прийти к новому коллективистскому обществу, кᴏᴛᴏᴩое придет на смену погибающему капитализму, нужна сила, как ϶ᴛᴏ всегда было при возрождении той или иной человеческой цивилизации.

Извне на помощь нашей цивилизации прийти здесь некому, поскольку она охватывает всю нашу планету, а приход коллективистски настроенных инопланетных пришельцев как будто не предвидится.
Стоит отметить, что остается только надеяться на то, что внутри нашего общества найдутся люди с коллективистской нравственностью, гармонично сочетающих в себе личное, коллективное и общественное, кᴏᴛᴏᴩые будут способны не допустить гибели человечества, подобно тому, как большевики спасли от гибели Россию, а затем и весь мир.

не считает материальное обогащение главным смыслом жизни человека;

любит природу, стремится сотрудничать с ней и не считает себя ее хозяином, в творческой созидательной деятельности не стремится менять объективно текущие природные процессы, т.е. процессы, кᴏᴛᴏᴩые идут по законам природы, а не по схемам, придуманным человеком без учета данных законов;

готов бескорыстно помогать всем, кто в ϶ᴛᴏм нуждается, бескорыстно сотрудничать со всеми, кто желает блага людям и природе, помогать совершенствоваться всем, кто желает ϶ᴛᴏго, и помогать готовить ϶ᴛᴏ желание;

готов пожертвовать собой, ϲʙᴏим состоянием ради счастья других;

5) готов неукоснительно соблюдать нормы поведения, принятые в объединении и диктуемые окружающей природой, действуя по принципу: не навреди окружающему, делай другим так, как делал бы для себя;

6) готов решительно изгонять из ϲʙᴏих рядов нарушителей моральных норм объединения, как чужеродных для нее элементов;

7) желает практически участвовать в замене технологий, пожирающих невосполнимые сырьевые и энергетические ресурсы, разрушающие окружающую среду и самого человека, на технологии сотрудничества Человека с Человеком и Человека с Природой, дающие новое дыхание развитию человечества;

9) принимает постоянное активное, творческое участие в нравственной деятельности, являющейся основой формирования и развития коллективистской нравственности. И при ϶ᴛᴏм не только быть добрым, но и повседневно и активно делать добро.

Костяком, ядром такого объединения будет рабочий класс (в полном ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с классическим марксизмом), так как именно в среде рабочих, из-за коллективного характера их труда, коллективистская нравственность естественна и пробудет по отношению к другим общественным слоям в наибольшей мере.

Уже говорилось, что частная собственность будет экономической основой существования индивидуалистской нравственности, нацеленной на эгоистическое обогащение, без учета интересов, потребностей других людей и, естественно, за счет других и окружающей природы. Недаром все выдающиеся представители человечества, его духовные учителя, начиная с библейских и других религиозных пророков и кончая современными прогрессивными писателями и учеными выступали против частной собственности. Примеров здесь можно привести очень много. Против частной собственности, например, выступала вся передовая интеллигенция России середины ХІХ – начала ХХ столетия, начиная с украинских славянофилов до Достоевского и Льва Толстого. Приведем исключительно некᴏᴛᴏᴩые примеры, кᴏᴛᴏᴩые касаются отрицательного их отношения к частной собственности на землю.

Тарас Шевченко в поэме “Холодний яр” повествовал:

По якому правдивому,

Святому закону

І землею, всім даною,

І сердешним людом

Торгуєте? Стережіться ж,

Бо лихо вам буде.

Лев Толстой в 1902 году в письме к царю Николаю ІІ от имени “ста миллионов крестьян” говорил о необходимости ликвидации собственности на землю. Позже в письмах от августа 1907 и сентября 1909 годов об ϶ᴛᴏм же повествовал П.Столыпину.

По϶ᴛᴏму не случайно еще до революционного Октября 1917 года на сельских сходах по всей России принимались наказы о земле. На основе таких 242 местных наказов был составлен общий “Крестьянсий наказ о земле”, кᴏᴛᴏᴩый был опубликован в августе 1917 года. В ϶ᴛᴏм наказе было записано: “Право частной собственности на землю отменяется навсегда. Земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема.…Вся земля: государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, поссесионная, майоратная, частновладельческая, общественная и крестьянская и т.д. отчуждается безвозмездно, обращается в всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней….Право пользования землей получают все граждане (без различия пола)…, желающие обрабатывать ее ϲʙᴏим трудом, при помощи ϲʙᴏей семьи, или в товариществе, и только до той поры, пока они в силах ее обрабатывать.” Этот текст крестьянского наказа затем целиком был включен в “Декрет о земле”, принятый в Петрограде на ІІ Всероссийском съезде Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 26 октября (8 ноября по новому стилю) 1917 года. Украинская Центральная Рада также поддержала ϶ᴛᴏт наказ и в 1918 году в ϲʙᴏем Четвертом универсале высказала ϶ᴛᴏ такими словами: “В земельних справах комісія, яку вибрали на останній сессії Центральної Ради, вже розробила закон про передачу землі трудовому народу без викупу, прийнявши за основу знищення власності і соціалізацію землі у відповідності до нашої постанови на 7 сесії.”

Из западноевропейских противников частной собственности на землю можно назвать Ж.Руссо, кᴏᴛᴏᴩый повествовал:

“Первый, кто огородив участок земли, сказал: ϶ᴛᴏ мое и нашел людей, достаточно простодушных, ɥᴛᴏбы ϶ᴛᴏму поверить, был истинным основателем гражданского общества. От скольких преступлений, войн, убийств, от скольких несчастий и ужасов избавил бы род людской тот, кто крикнул бы подобным себе, вырывая колья и засыпая ров: берегитесь слушать ϶ᴛᴏго обманщика, вы погибли, если забудете, что продукты принадлежат всем, а земля – никому”.

Исходя из сказанного, предлагаемое объединение для предотвращения гибели человечества должна направить ϲʙᴏю деятельность на уничтожение ϶ᴛᴏй основы индивидуалистской нравственности – на уничтожение частной собственности. По “Манифесту Коммунистической партии”, написанном полтора века тому великими коллективистами Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, такая задача поставлена перед коммунистами, так как именно коммунизм и есть общество без частной собственности, когда богатства принадлежат всем людям и пользоваться могут ними каждый. Исчезнет частная собственность – не будет питательной среды для проявления индивидуалистской нравственности, мораль кᴏᴛᴏᴩой "каждый за себя, только один бог за всех" или "все гребут к себе, только одна курица от себя". В уже коммунистическом обществе, как и на заре зарождения самого человечества (на этапе первобытнообщинного строя), снова станет преобладающей коллективистская нравственность добра, бескорыстия, взаимопомощи, сотрудничества с природой, духовного обогащения, стремящегося превознести не отдельного человека или все человечество над всеми остальными, а слить воедино всех людей вместе с окружающей Природой.

Пользовательское соглашение:
Интеллектуальные права на материал - Сегодня нужен Прометей или популярно о коммунизме - Недялков Г.Ф., Джелали В.И. принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и "Нравственность, ее виды и будущее человечества") собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе.
Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта сайт настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие Сегодня нужен Прометей или популярно о коммунизме - Недялков Г.Ф., Джелали В.И. в любом онлайн-магазине.

Тег-блок: Сегодня нужен Прометей или популярно о коммунизме - Недялков Г.Ф., Джелали В.И., 2015. Нравственность, ее виды и будущее человечества.

(С) Юридический репозиторий сайт 2011-2016

23 января 2012 года на пленарном ХХ Международных Рождественских образовательных чтений председатель Московского Патриархата выступил с докладом «Нравственные ценности и будущее человечества».

Теория планетарного гуманизма

«Если бы Бога не было, Его следовало бы выдумать», — говорил Вольтер, подчеркивая значимость религиозной веры для нравственного здоровья человека и общества. Сегодня, в эпоху глобализации, многие секулярные политики вынашивают идею «планетарного гуманизма», то есть внедрения единого мировоззренческого стандарта для всех людей планеты. Стандарт этот будет основан на так называемых «общечеловеческих ценностях», т. е. на основе секулярной морали, неотъемлемой частью которой стало не традиционное нравственное начало, свойственное каждой религии, а представление о правах человека как наивысшей ценности. Лидеры современного секуляризма, либеральные гуманисты, болезненно реагируя на любые религиозные символы и упоминания о Боге, настаивают, в отличие от Вольтера, на другом выражении: «Если Бог и есть, о Нем надо умалчивать». Богу не место, по их мнению, в сфере общественного бытия.

История человечества неоднократно демонстрировала утопичность и гибельность таких гуманистических теорий, которые построены на искаженной антропологической парадигме, на отрицании традиционных ценностей, на отвержении религиозного идеала и ниспровержении богоустановленных моральных норм. До недавнего времени подобного рода теории могли быть воплощены в жизнь лишь в отдельно взятой стране. Однако идея «планетарного гуманизма» опасна тем, что она претендует на мировое господство, заявляя о себе как о норме, которую должны принять и усвоить все люди, вне зависимости от своей национальной, культурной или цивилизационной идентичности. Попытаемся понять, к чему это может привести.

Основные понятия нравственности

На наш взгляд, человечество до сих пор существует только потому, что имеется различие между добром и злом, между правдой и ложью, между святостью и грехом. Однако современная цивилизация начала отказываться от этих понятий, делая акцент на свободе человеческой личности. В современной либеральной философии отсутствует понятие греха, есть лишь плюрализм поведенческой модели: любое поведение считается оправданным и допустимым, если оно не нарушает свободу другого человека. В результате такого подхода стирается граница между добром и злом.

Вместе с тем, умение отличать добро от зла — это то нравственное чувство, которым наделен исключительно человек. Его способность направлять свою волю к добру или злу называется свободой. Однако не в самой способности выбирать между добром и злом заключается основная ценность свободы, а в выборе добра: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5:13). Христианство всегда подчеркивало, что только следование путем нравственной жизни, помогает человеку обрести свободу (Ин. 8:32).

Представители исторического секуляризма (Ренессанс, Просвещение, деятели революций) выдвигали идею свободы, исключая из нее христианский смысл. В конечном итоге произошла абсолютизация личной свободы человека, сведение ее к свободе выбора, а значит, и к возможности выбора в пользу зла. На практике эта абсолютизация вылилась в нравственный и аксиологический релятивизм.

Именно поэтому современному секулярному сознанию не известно такое понятие, как «грех». Хотя в его лексиконе есть такие термины, как «преступление», «нарушение закона», «вина» и даже «моральный запрет». Но понятие «грех» для того, у кого нет и не может быть никаких абсолютных нравственных ориентиров или критериев, просто не существует. Понятие греха невозможно выразить в терминах светской этики, оно не может быть сведено к элементам системы моральных ориентиров, хотя и несет в себе ярко выраженное нравственное содержание. Современное секулярное сознание навязывает человечеству представление о том, что не существует абсолютных моральных норм как грех, что всякая нравственность относительна, что человек может жить в соответствии со шкалой нравственных ценностей, которую он сам создаст для себя, причем его шкала может быть отличной (вплоть до противоположности) от условной нравственности другого.

Однако человек именно тем и отличается от животного, что ему Богом дана еще одна внутренняя сила, которая не дана животным — нравственное начало. Если нравственность отделить от религии, от Божественного начала — она исчезнет. Вспомним Ф.М. Достоевского: «Если Бога нет... стало быть, все позволено». С атеистической точки зрения объяснить наличие нравственного закона внутри каждого человека, будь он верующий или нет, невозможно. Правда, есть попытки объяснить проявление нравственности культурой человека, обстоятельствами его жизни или чем-то подобным, но в них чувствуется недосказанность, потому что отличие добра от зла — это чувство человека, живущего в любом месте земного шара и на протяжении любой исторической эпохи, это голос его совести, звучащий на протяжении всей истории. Если же мы отрываем нравственность от реальной жизни, то люди действительно превращаются в животных, которыми движет только инстинкт. В самом деле, почему кто-то должен жертвовать собой во имя другого, почему кто-то должен отдавать что-то другому, когда логично стремиться к максимальному стяжанию?.. Не одухотворенная верой нравственность ущербна, ибо опирается на колеблющиеся и субъективно обусловленные основания, когда человек стремится сам быть «мерой всех вещей». Это мнение, имеющее весьма давнюю историю, продолжает выступать обоснованием либерального секуляризма.

В истории много примеров, которые доказывают чудовищные последствия внедрения «условной нравственности»: приход к власти в Германии нацистов, которые объявили нравственным уничтожение евреев, уничтожение в большевистской России верующих как «врагов народа». Восприятие нравственности как относительной, а не абсолютной категории создает потенциал для всевозможных конфликтов, в том числе и вооруженных. И когда в руках человека находится такое опасное оружие, как атомное, нравственный плюрализм может обернуться для человечества трагедией.

Христианизация и дехристианизация мира

Абсолютные нравственные ценности — это наш общий фундамент. На нем развивалась вся человеческая цивилизация до недавнего времени. В рамках христианской системы ценностей было сформировано представление о высоком достоинстве человека. Благодаря христианскому отношению к человеку было осуждено и уничтожено рабство, выработалась процедура объективного суда, сформировались высокие социально-политические стандарты жизни, определилась этика межличностных отношений, получили развитие наука и культура. Более того, сама концепция прав человека возникла не без влияния христианского учения о достоинстве человека, его свободе и нравственной жизни. С самого своего зарождения права человека развивались на почве христианской нравственности. В христианской святоотеческой антропологии эти две категории — свобода и нравственность — находятся в нерасторжимой связи. Абсолютизация одной из этих категорий в ущерб другой неминуемо ведет к трагедии личности и общества.

Сегодня на наших глазах происходит дехристианизация жизни, разрыв взаимосвязи прав человека и нравственности. Это наблюдается в появлении нового поколения прав, противоречащих нравственности, а также в оправдании безнравственных поступков с помощью прав человека. Традиционная мораль больше не имеет значения, имеет значение свобода человеческого выбора. Но, не считаясь с нравственностью, в конечном итоге мы перестаем считаться со свободой. Нравственность представляет собой свободу, уже реализованную в результате ответственного выбора, ограничивающего себя ради блага и пользы личности или всего общества. Она обеспечивает жизнеспособность и развитие общества, его единство. Разрушение же нравственных норм и пропаганда нравственного релятивизма может подорвать мировосприятие человека, что приведет к потере духовной и культурной идентичности и, как следствие, — самостоятельного места в истории.

Несколько примеров. Посмотрите, что происходит сегодня с семейными ценностями. Известный религиозный и политический мыслитель XX века И.А. Ильин писал: «История показала... великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-нравственных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи». На наших глазах традиционная семья упраздняется как отживший общественный институт. Идеалы семьи, брака, супружеской верности, чадородия осмеиваются и оплевываются. В публичном пространстве культивируются идеи половой распущенности, разврата, допустимости супружеской измены, абортов, гомосексуальных связей. Более того, последние уравниваются с традиционным браком. Все чаще и чаще поднимается вопрос: если человек свободен, то почему нужно ограничивать законом возраст вступления в сексуальные отношения?

Разрушение семьи — это мина замедленного действия, способная подорвать нравственный базис целых поколений.

Иногда создается впечатление, что мы живем в каком-то перевернутом мире. В мире, где шкала ценностей опрокинута, где добро названо злом и зло добром, жизнь смертью и смерть жизнью. Ценности, основанные на религиозном нравственном идеале, подвергаются систематическому поруганию, а новые моральные нормы, не укорененные в традиции и противоречащие самому человеческому естеству, внедряются в массы. У миллионов нерожденных младенцев отнимают жизнь, а старикам и неизлечимо больным предлагают «право на достойную смерть». Мы наблюдаем сегодня недопустимую попытку нивелировать различия между пороком и добродетелью, между добром и злом.

Залог будущего человечества

В жизни народов вера, нравственность и культура неотделимы друг от друга. Нарушение этого органического единства приводит к губительным результатам. Нравственная составляющая всегда должна лежать в основе человеческого бытия, а она невозможна без религии, так как только религия дает человеку прочную нравственную основу, только в религиозной традиции существует представление об абсолютных нравственных ценностях.

Для чего живет человек, на каких ценностях строится его жизнь — главнейший вопрос для представителей как секулярного, так и религиозного мировоззрений. И в конечном итоге, от ответа на него зависит будущее человечества: будут ли наши народы множиться или же сокращаться и постепенно исчезнут, о том, будут ли в обществе царствовать грех и вседозволенность, или же человек будет ориентироваться на абсолютные нравственные нормы, которые на языке религии называются Божиими заповедями.

Внутренний нравственный закон, вложенный Богом в человеческую природу, иррационален. Он опознается голосом совести, который у одних — сильнее, у других — слабее. Именно благодаря религии внутренний нравственный закон приобретает конкретные культурные и рациональные категории, обретает форму человеческого закона: не убей, не укради, не прелюбодействуй, не осуждай. Все право основывается на нравственности. Если законы перестают соответствовать нравственной основе, то человечество от этих законов отказывается.

Нравственный выбор современного человека всегда имеет эсхатологическую перспективу, потому что от того, пойдет он по пути жизни или смерти, зависит ход человеческой истории и ее финал. Наша задача заключается в том, чтобы показать современному человеку и современному обществу, что христианские ценности — это не отвлеченные идеи и не архаичные суеверия, но воистину принципы жизни, отказ от которых может привести к краху и культуры, и общества, и личных человеческих судеб. И чем раньше человечество поймет, что нравственность — это способ выживания личности, семьи, коллектива, общества, всей человеческой цивилизации, тем менее трагична будет дальнейшая его история.

Если мы хотим в будущем иметь духовно сильное, нравственно здоровое и экономически стабильное общество, то очень важно еще в молодом поколении формировать такую систему нравственных ценностей, которая была бы ориентирована на представления об абсолютном добре и зле. Молодые годы всякого нормально развивающегося индивидуума — это самое трудное и ответственное время становления человеческой личности. Это время поисков жизненного идеала, это время обретения нравственных опор существования, наконец, это острое неприятие несправедливости и несовершенства окружающего мира. Вспомните слова норвежского драматурга Генрика Ибсена: «Я стал бояться... страшно бояться юности... Юность — это возмездие». Дети, подростки и молодые люди в наши дни являются той частью современного общества, которая является наиболее духовно незащищенной и испытывает самые драматичные моральные перегрузки. Они как никто нуждаются сегодня в духовной поддержке, потому что нравственно дезориентированы с самого раннего детства. И от того, какая система ценностей будет заложена в них сегодня, зависит развитие нашего общества в будущем.

Именно поэтому необходимо знакомить детей и молодежь с национальной базисной культурой своего народа, к которой относится, в том числе, и религиозная культура. В течение многих веков православная вера являлась органичной частью бытия нашего народа. Это находило отражение и в подвигах русской святости, и в обычаях благочестия, бережно передававшихся из поколения в поколение, и в патриотических подвигах героев Отечества, и в памятниках письменности, архитектуры, иконописи и церковного пения, а также в родной речи, пронизанных библейским видением и пониманием мира и человека. Вот именно из этой национальной базисной культуры произрастает система ценностей, национальных ценностей, которые формируют как личность, так и общество.

Школа всегда участвовала не только в интеллектуальном воспитании ребенка, она также активно формировала его личность. Сегодня, когда в образовательную сетку включены «Основы религиозной культуры», задачи школы стали еще ответственнее и шире. Именно через религиозное образование в школе можно и нужно осуществлять нравственное воспитание детей, что в свою очередь, будет способствовать процессу создания сильной личности, крепкой семьи и, как следствие, — надежного государства.

Сегодня перед Церковью стоит огромная миссионерская задача, о чем неустанно напоминает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Необходимо также продолжение и расширение просветительской и воспитательной деятельности. В этом деле общественного спасения Церковь и школа являются естественными соработниками. Задача современного образования научить человека, с одной стороны, быть достаточно открытым к восприятию того, что несет ему современный мир, а с другой — быть способным сохранить свою национальную, духовную, религиозную, культурную самобытность, а вместе с этой самобытностью сохранить и нравственную систему ценностей.

Вызволить человеческую личность из объятий антикультуры, антихристианства, вернуть ее к Богу — это неотложная задача, которая стоит сегодня перед всеми нами. Уверен, что ХХ юбилейные Рождественские чтения внесут достойный вклад в это дело.

«Нравственные ценности и будущее человечества» на уроках географии»

«Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.»

Антон Семенович Макаренко

География - это предмет, где можно привить любовь к Родине, бережному отношению к природе своего края, научить ценить и уважать людей, их труд, культуру и традиции, проявлять толерантное отношение к их национальности и конфессии.

В настоящее время подростки стремятся к материально-обеспеченной жизни, подчас не считаясь с духовно - нравственными устоями. Коллективизм уступает место индивидуализму. Понятие Родина, гражданин своего Отечества отходят также на задний план при достижении цели. Очень часто привожу пример с притчей о том, как отец, у которого было трое сыновей, наказал жить сыновьям дружно, в единстве, чтобы противостоять опасностям. Например, при изучении Северо – Западного экономического района в 9-х классах, мы говорили с ребятами о блокаде Ленинграда, о том, как вся страна поддерживала защитников города и город выстоял. Очередной раз подтвердив, что только в единстве наша сила, только все вместе мы способны защитить свой дом от врагов, поднять страну и построить благополучное будущее для себя и своих детей.

Формирование духовно-нравственной личности на уроках географии.

Ставлю для себя это первоочередной задачей почти на каждом уроке, потому что считаю, что проблемы в нашем обществе существуют только по причине недостаточно высокого уровня духовно – нравственного воспитания.

Задачи, которые должен решить педагог:

1. Ознакомить учащихся с системой духовных ценностей и развивать способности реализовывать их в практической деятельности.

Как правило, многие школьники иногда даже и не подозревают о том, что совершают какие-то неблаговидные поступки. Поэтому, приходится всегда им напоминать о системе духовных ценностей. Что нужно делать и как себя вести в различных ситуациях, например, постоянно напоминаю о «волшебных словах».

2. Формировать у школьников ценностные ориентиры, моральные нормы и нормы человеческого общения.

Я часто обращаю внимание ребят, которые посещают другие страны, что по их поведению иностранцы судят о нашей стране в целом. Являясь «лицом» нашей страны, необходимо вести себя в соответствии всем нормам культуры поведения в обществе.

3. Формировать патриотические чувства и сознание учащихся на основе исторических ценностей.

Изучая тему «Границы России», мы говорим о Чудском озере, через которое проходит граница с Эстонией. Я спрашиваю у ребят, с какими историческими событиями связано Чудское озеро. Мы вспоминаем Ледовое побоище 1242 года и слова, которые произнес Александр Невский: «Кто к нам с мечом, тот сам от меча и погибнет». Свожу это к тому, что мы – народ дружественный, гостеприимный, но, если на нас нападут, мы всегда сможем за себя постоять. Тем более, что это актуально в современном мире: расширение границ НАТО, агрессивная политика США и т.д.

Формирование чувств ребенка, их нормального развития имеет большое значение в воспитании у него эмоционально-положительного отношения к окружающим. Именно эмоциональная отзывчивость на радость и горе других людей составляет важнейшее звено духовно-нравственного развития человека. При изучении темы «Национальный состав России» в 9 классе вначале урока я ставлю вопрос «Что такое толерантность». В нашей школе обучаются ребята разных национальностей и вероисповеданий. Перед учащимися ставится вопрос: «А так ли сильно мы друг от друга отличаемся?». Ребята рассказывают друг другу о своих традициях и обычаях, о вероисповедании, о проблемах, которые беспокоят их. Выделяя главные ценности своих народов, например, ценность семьи, уважение к старшим и к родителям, почитание предков, отношение к женщине, выясняется, что они все между собой схожи, в том числе и религиозные заповеди, а это всё сближает народы. И даже проблемы тоже во многом совпадают, например, безработица, нехватка жилья и др.

Тогда задается другой вопрос: «Почему же возникают конфликты на национальной и религиозной почве в мире и, в том числе, в России?». Ребята начинают выдвигать свои версии, например, что кто-то провоцирует конфликты, преследую цель захвата власти, чтобы продать оружие, кто-то пользуется беспорядками для своего обогащения, то есть решаются вопросы только личной выгоды, а не благосостоянии народа. Следующий вопрос для ребят: «Как решить эту проблему?» ставит ребят немного в тупик, т.к. это действительно очень трудно разрешимая проблема даже для взрослых. Потом они начинают предлагать очень жёсткие меры по отношению к людям, которые специально провоцируют конфликты, принять против них соответствующие законы. Затем они говорят, что необходимо пропагандировать в стране среди подростков, молодежи такие принципы, как уважение, терпимость, воспитывать у них принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. А ведь это и означает толерантность. Учащиеся приходят к выводу, что Россия – это многонациональная страна. И ее культура – это совокупность культур всех национальных меньшинств. Если мы отделим все республики, входящие в состав России, то от великого государства ничего не останется. Следовательно, межнациональные конфликты должны быть ликвидированы, а для этого надо проявлять терпимость к людям другой национальности.

Вот мы и ответили на главный вопрос «Что такое толерантность».

Следующий вид работы – это дискуссия. Дискуссия (от лат. discussio - рассмотрение, исследование) - обсуждение спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию. Использую её при малейшей возможности, т.к. очень хочется знать мнение ребят по тем или вопросам. В процессе воспитания наиболее сложным моментом становится выработать у подростка определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому

В подростковом возрасте мышление становится абстрактным, более самостоятельным, активным, творческим. Подросток способен на системный поиск решений. Сталкиваясь с какой - либо задачей, он старается отыскать разные возможные подходы к ее решению, проверяя логическую эффективность каждого из них. Тематическая беседа в 9-х классах по теме «С чем связаны проблемы в автомобильной промышленности России» позволяет им высказаться о том, что российские автомобили уступают по качеству, дизайну, техническим характеристикам немецким, японским, американским и другим признанным лидерам в этой отрасли.

Прошу ответить ребят: «Чем отличаются наши автомобили от иностранных?» Ребята быстро находят различия. При определении проблем, связанных с данной отраслью в России, активно выступают мальчики, которые говорят об отсутствии хороших специалистов в этой области, о технической отсталости, о большой конкуренции на мировом рынке автомобилестроения, о трудовой дисциплине на ведущих заводах мира, о нашей бюрократии, которая не дает возможность нашим продвинутым талантам внедрять новые разработки. А когда мы вместе делаем вывод о разрешении этих проблем, ребята понимают, чтобы в нашей стране собирались хорошие автомобили, и мы могли гордиться ими, нужно им, будущим инженерам и специалистам в других отраслях, хорошо учиться, чтобы стать высококвалифицированными специалистами, любить свою Родину и делать все на её благо. Тогда и наступит прогресс и благополучие в этой отрасли и в остальных.

Большую гордость за свою страну ребята испытывают на уроке, посвящённому теме «ВПК». Мы говорим о том, что наша оборонная промышленность самая лучшая в мире, при этом делаем вывод, что развитие этой отрасли связано не с целью нападения на другие государства, а для безопасности нашей страны и мира в целом.

Метод исследовательского проекта в 8 –х классах в курсе «География Иркутской области» по теме «Моя семья», позволяет ребятам узнать много нового о своей семье. Как правило, многие знают только представителей трех последних поколений, не более, но каково их удивление, когда они у своих бабушек и прабабушек узнают о своих далеких предках. Цель этой работы показать, как важна семья в жизни каждого человека, ведь без семьи – нет общества, а без общества нет государства. американский профессор политической и социальной этики. Основатель движения Этической Культуры Феликс Адлер (1851-1933) сказал: « Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого сообщества». Одним из вопросов исследований, анализ информации о количестве детей в семьях. Делаем вывод о том, что у наших предков были большие семьи, взрослые заботились не о собственном благополучии, а о достатке в семье, о своих детях. Дети же в благодарность, заботились о родителях в старости. И это был нормальный ход вещей. Привожу в пример китайский народ. В Китае из-за большой численности населения и старения нации на государственную пенсию могут надеяться только те, кто был на государственной службе и лица, работающие в промышленности. Сельское население пенсию не получает вообще. Т.е большинству стариков после выхода на пенсию можно надеяться только на своих детей, для этого нужно воспитать духовно-нравственную личность, для которой почитание своих родителей – это одна из главных ценностей. Для того, чтобы в России решилась демографическая проблема, необходимо, чтобы у всех в семьях было не менее 3-х детей. Интересуюсь у ребят, а сколько детей в их семьях и сколько бы детей они хотели сами. Очень радуют ответы учащихся, когда говорят о том, что хотели бы иметь двух или трех детей, даже перечислять какого пола. Значит, не все так плохо у нас.

На первом уроке «География России» в 8 классе мы даем характеристику ГП России. Основная цель – дать понятие слову Родина, что такое Россия для каждого из нас? Эпиграфом урока служат слова К.Симонова

Касаясь трёх великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сетью меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Первое задание: написать несколько слов или словосочетаний, которые характеризуют современную Россию. Затем идет обсуждение.. Россия самое большое государство мира и о ее величии уместно сказать словами из стихотворения Ната́льи Льво́вны Заби́ла:

Как велика моя страна,

Как широки её просторы!

Озёра, реки и поля,

Леса, и степь, и горы…

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом – снега и вьюга.

В Москве ложатся спать сейчас,

Луна глядит в оконце.

Дальневосточник в тот же час

Встаёт, встречая солнце.

Определяя крайние точки страны я рассказываю о великих людях, которые их открыли: восточная материковая - мыс Дежнева (169°40" з.д.) на Чукотском полуострове;

Открыт в 1648 году русским землепроходцем С. И. Дежнёвым, который впервые обогнул этот мыс. В челобитных Дежнева говорится, что он обошел Большой Каменный нос. В XVII- XVIIIвв. упоминали этот мыс под названиями Необходимый нос, Чукотский нос. В 1898 году в ознаменование 250-летия открытия мыса по ходатайству Русского географического общества он был переименован в честь его первооткрывателя.

«Стоя под моросящим дождем на самой восточной точке Азии, я ощутил, что стою на краю земли и что за мною простирается огромный материк, имя которому - Евразия.

При изучении природных различий на территории России в 8-х классах, я несколько уроков посвящаю просмотру научно – популярного фильма «Россия от края и до края», состоящая из следующих циклов: «Арктика», «Кавказ», «Урал», «Сибирь», «Камчатка», «Дальний Восток». Год выпуска фильма: 2011, производство: Россия, США, режиссер: Генри Микс. Цель просмотра: показать всю красоту природы России, ее безграничные просторы, удивительных людей, населяющих нашу страну. После каждого просмотра ребята обмениваются впечатлениями, рассказывают о самом главном, что наиболее запомнилось. Я надеюсь, что, глядя на такую красоту, ребята поймут значение слов «Россия», «Родина» и ещё больше полюбят свою страну.

Какой прогноз мы можем сделать на основании вышеизложенного. Через систему духовно-нравственного воспитания на уроках географии закладывается прочная основа духовности и нравственности у учащихся, готовится почва для становления их личности. Учебная и воспитательная работа на уроке носит деятельностный характер и поможет школьникам глубоко осмыслить историческое прошлое нашей Родины, определить свое место в современном обществе, будет способствовать удержанию детей от дурных поступков и сохранению нравственного и физического здоровья.

А в заключении, мне хочется пожелать своим коллегам успехов в воспитании современного подрастающего поколения. Мы – учителя являемся носителями духовности и нравственности для наших школьников. Только духовно – нравственная личность способна воспитать такую же личность.

После проведения такой большой работы по духовно – нравственному воспитанию учащихся, можно провести мониторинг. Тестирование уровня сформированности духовно-нравственной основы развития личности учащегося.

Тестирование – самый легкий способ определения уровня развития учащихся.

    Мониторинг результатов духовно-нравственного развития личности и коллектива учащихся (методическая основа: оценивающие тренинги, анкетирование)

Мониторинг помогает провести систематический сбор и обработку информации об уровне духовно – нравственного воспитания подростков, дать оценку нашей работе

Вот и я вам предлагаю вам, уважаемые коллеги, пройти небольшое тестирование.

Спасибо за внимание!

«Нравственные ценности и будущее человечества»

Нравственные ценности – понятие, с которым сталкиваются представители любого мировоззрения. И не только сталкиваются, но и признают их безусловную необходимость для человеческой жизни.

Но вот что интересно: во все времена все поколения стремились к лучшему будущему, боролись за ценности, которые должны были помочь его построить, но почему – то то, что появлялось в действительности, обычно не соответствовало предполагаемому первоначально итогу человеческих устремлений – и появлялся новый идеал, под который трансформировались существующие нравственные ценности.

Несмотря на обилие этических систем, которые пытались упорядочить иерархию нравственных ценностей, на самом деле можно говорить о двух основах, на базе которых строится все остальное. Это либо ценности гуманистические, в которых мерилом истины или лжи выступает «человек как мера всех вещей» (по мысли античного философа Протагора), либо ценности религиозные, критерием истинности которых выступает Бог и Его Закон.

Талантливый публицист нашего времени, редактор раздела «Вера» в журнале «Фома», Александр Ткаченко отмечает: «Нравственная жизнь неверующего человека не лучше и не хуже христианской жизни по Евангелию. Просто у них совершенно разные цели и задачи. (…) Нравственность упорядочивает отношения между людьми, а христианство – приводит человека к Богу ».

Каждый из нас свободно выбирает то, что обеспечит нам развитие в стремлении к высокому моральному облику, а последствия нашего выбора – это и есть материализованное будущее, которое мы творим ежесекундно, осознавая или не осознавая этот процесс.

Эммануил Кант говорил, что более всего в мире его изумляет вид звездного неба и нравственный закон внутри нас – закон совести, который универсален для представителей любой нации, культуры или религии.

Откуда берутся общие нравственные ценности, если каждый человек индивидуален и самобытен?

Этика гуманизма объясняет это так: нравственные принципы коренятся в самой природе человека, «как бы генетически закодированы. Вместе с тем, они оттачивались исторически на опыте многих и многих поколений людей» , отчего они «стали казаться абсолютными, а для некоторых – данными свыше или сверхъестественными» . То есть, по мнению гуманистов, человек сам внутри себя имеет способность не только различать добро и зло, но и разумно выбирать для себя добро, чтобы не погибнуть.

Но почему это «работает» не на каждом человеке и до сих пор не только не исчезли люди, которые, зная, «что такое хорошо и что такое плохо», поступают часто не так, как было бы «хорошо», но и само понимание добра и зла у разных людей абсолютно не совпадает?

Почему при генетически заложенном в человеке нравственном законе человек остается способен ко злу?

Чаще всего человек легко приходит к выводу, что он точно знает, «что делать» и «кто виноват» в той или иной ситуации, и сам для себя становится критерием нравственного выбора. Об этом рассуждает министр образования России Ольга Васильева: «Нравственность – довольно субъективное понятие. То, что является нормой для одних, недопустимо для других. Человека можно назвать нравственным либо безнравственным, основываясь только на своем личном мнении. Всем известно, что любая религия призывает человека к добродетели и почитанию основных нравственных ценностей. Однако современное общество ставит во главе всего свободы и права человека. В связи с этим некоторые Божьи заповеди утратили свою актуальность. Так, к примеру, мало кто может посвятить один день в неделю служению Господу из-за насыщенного графика и быстрого ритма жизни. А заповедь «не прелюбодействуй» для многих является ограничением свободы построения личных отношений» .

Таким образом, «современное общество ставит во главу всего свободы и права человека»: любой человек сам для себя становится творцом нравственного закона и начинает думать, что все прекрасно понимает и может жить так, как хочет и понимает. Сколько людей – столько мнений, и каждый сегодня имеет право поступить на основании «свободы совести» и ожидать к своему поступку «толерантного» отношения.

Однако нравственный закон не перестал существовать оттого, что его воспринимают на тот или иной лад. Нравственный закон не может существовать в отрыве от веры, религии - и если человек захочет докопаться до истины, а не найти что-то удобное и привычное для себя, он непременно совершит открытие, которое преобразит и наполнит новым смыслом его привычную жизнь.

Неслучайно в этом же ключе размышляли многие выдающиеся деятели науки. Известный немецкий физик и основатель квантовой теории Макс Планк считал: «Религия и естественная наука не исключают друг друга, как в это в наши дни некоторые верят или этого боятся, эти две области дополняют друг друга и зависимы друг от друга», причем «религия и естествознание нуждаются в вере в Бога. При этом для религии Бог стоит в начале всякого размышления, а для естествознания - в конце» .

Почему же мы, полностью доверяя научным открытиям знаменитых ученых, «случайно» не обращаем внимания на их высказывания о естественном существовании Творца этого мира? Бездоказательно, ненаучно? Ученые и об этом уже говорили, например, Поль Дира к – английский физик и Нобелевский лауреат, не сомневался: «Одна из основных особенностей природы заключается в том, что законы фундаментальной физики описываются очень изящными и мощными математическими теориями. (…)Природа таким образом сконструирована . Остается только принять это. Другими словами, Бог – математик очень высокого уровня и Он использовал самую совершенную математику при создании Вселенной. Наши слабенькие математические усилия позволяют нам понять устройство лишь маленького кусочка Вселенной, и по мере дальнейшего развития математики мы надеемся понять устройство Вселенной лучше ».

Но человек, при помощи своих «слабеньких усилий понявший лишь маленький кусочек Вселенной», предпочитает утверждать, что в современном обществе «некоторые Божьи заповеди утратили свою актуальность».

В Советском Союзе в свое время XXII съезд коммунистической партии провозгласил моральный кодекс советского человека: коллективизм, взаимопомощь, гуманные отношения и взаимное уважение между людьми, простоту, скромность, честность и нравственную чистоту в личной, семейной и общественной жизни, заботу о воспитании детей. И это даже согласуется с законами христианской нравственности, но… Главные Заповеди, данные в Евангелии, – «возлюби Бога всем сердцем, всею душою, всем помышлением своим» и «возлюби ближнего своего, как самого себя». Первое и главное основание – заповедь о любви к Богу Существующему – было признано ненужным – и система, построенная при отсутствии этого фундамента, рухнула через 70 лет. А Законы, данные Богом, не менялись от начала мира, независимо от того, следует ли им человек или нет.

Что же говорит о существовании нравственного закона Нравственное Богословие? Оно говорит о том, что человек по своей природе имеет прирожденную способность различать доброе и худое в нашем поведении. Но не потому, что это как-то «случайно» «генетически закодировано» «в процессе эволюции», а потому, что человек создан Богом как триединство тела, души и Духа. Тело дает человеку возможность физически существовать в земном мире; душа, по слову святителя Феофана Затворника, «вся обращена исключительно на устроение нашего временного быта – земного (…) Что выше сего – то не ее дело» . Но отличает человека от животного не душа, а дух – «та сила, которую вдохнул Бог в лицо человека, завершая сотворение его, - пишет святитель Феофан. – Душа человеческая хотя и сходна с душой животных в низшей своей части, но в высшей она несравненно превосходнее ее. Дух, вдохну тый Богом, сочетавшись с нею, столько возвысил ее над всякою нечеловеческою душою. (…) Дух как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем Одном находит покой» .

Совесть называют голосом Бога в человеке: именно потому, что от рождения Господь вложил в нас способность к различению добра и зла. Бог не творил зла, а зло есть лишь отсутствие Божьего, отсутствие добра – как тьма существует в ответ на отсутствие света, а холод – на отсутствие тепла, Господь не лишил нас способности свободного выбора. И как ни противоестественна кажется для нормального человека тяга ко злу, она проявляется человеком достаточно часто. Лучше всего сказал об этом апостол Павел: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которое не хочу, делаю… » (Рим. 7, 19)

Альберт Энштейн как – то написал: «Напрасно перед лицом катастроф XX века многие жалуются: «Как Бог допустил?»… Да. Он допустил: допустил нашу свободу, но не оставил нас во тьме неведения. Путь познания добра и зла указан. И человеку самому пришлось расплачиваться за выбор ложных путей».

В чем же ложность нашего пути, если мы от Бога имеем способность поступать по категории добра и в истории развития народа стараемся выработать навык добрых, нравственных поступков?

Ради чего живет человек в мире, где он - «мера всех вещей»? Каждый человек тогда находит в жизни собственный смысл внутри себя, думая о том, что делает его счастливым. Понятие счастья также для каждого свое: кто-то счастлив, создав благотворительный фонд и помогая другим, кто – то – усыновив ребенка, обучая детей, леча людей, создавая шедевры литературы и искусства. И это прекрасно. Но все ли выбирают в своей жизни высокие цели? А между тем, уже упоминавшийся нами философ Кант считал, что «мораль есть учение не о том, как мы должны стать счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья »; потому что, по его же словам, «стоит дать человеку «все, что он желает, как в ту же минуту он почувствует, что это все – не есть все ». Почему?

Да потому, что мы с вами уже говорили о триединстве человека и о том, что дух человека не может найти покоя, счастья и радости без единения с Богом – иначе человеку всегда будет чего – то не хватать, и он ошибочно будет полагать, что вот – вот станет счастлив: купит нужную квартиру или машину, получит престижные образование или работу, его заслуги будут замечены и высоко оценены, что покажет успешность его самореализации в мире.

Но парадокс: в нашем мире все больше сообщений о самоубийствах. Молодые, успешные люди перестают желать жить и вычеркивают себя из бытия, хотя, например, во время войн или смертельных эпидемий, в онкологических больницах и в советских лагерях во время репрессий такой тенденции не было заметно, хотя условия жизни тех людей могли бы сейчас раздавить нас своей нечеловеческой тяжестью. Они дорожили каждым мгновением жизни и – что не случайно! – многие черпали силы в Боге.

Отсюда, возможно, станет более понятной православная точка зрения на смысл человеческой жизни как процесс обОжения человека. Не системы запретов в этой жизни с корыстной целью заслужить себе тепленькое местечко в жизни вечной у строгого Бога, а именно с целью спасения, единения с Богом, в котором личность человека достигает полноты своего раскрытия, богоподобия. Смысл – не в получении удовольствий для тела или душевных чувств, а в изменении себя в Духе – преображении себя в свете нравственного закона, данного Богом, для того, чтобы человек мог быть с Богом, стремиться к нему.

Таким образом, вопрос о смысле жизни неизбежно связан с вопросом о взаимоотношениях человека с Богом. Часто можно услышать от современных людей: «У меня Бог в душе, я никого не убивал, не грабил, я не хуже, а если честно, то и лучше других – мне не нужен Бог и Его храм, в моей жизни все в порядке».

Почему же не нужен? Бог не входит в список моих желаний, потому что мне и без Него хорошо и я без Него уже сам по себе достаточно хорош? Или душа понимает, что приближение к Богу обязательно изменит привычную жизнь и даже представление о себе самом – нравственный закон, заложенный в нас Богом, еще не умер и подает нам слабый сигнал. Но человек боится кардинальных перемен - пусть уж лучше все спокойно, привычно, без потрясений.

В проблемах, болезнях, бедах – человек начинает обращаться к Богу за помощью, чтобы стало так, как хочет человек. Но, если все не сделается так, как человеку хотелось, то он, скорее всего, обвинит Бога в несправедливости, равнодушии, потворстве злу, равнодушии.

Когда-то в допотопные времена, когда Ной на глазах у всех строил свой ковчег, над ним все смеялись и называли безумным, потому что с окружающими «все было в порядке», хотя по нравственному Божию Закону «велико было развращение человеков на земле» и «все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт.6:5). Наука признает событие Потопа, но не знает его причины, потому что ищет их в природе, а не в нарушении людьми нравственного закона. Были еще Содом и Гоморра, которые сейчас покрыты водами Мертвого моря, смешение языков гордых строителей Вавилонской башни, множество войн, террактов, крови и греха, последствиями которых стали не только страдания и физическая гибель множества людей, но и потеря людьми правильного понимания нравственного закона и его ценностной природы.

Их будущее – это наше настоящее с его разъединением и гордыней. Это принятие человеком нашего времени греха как нормы, якобы реализующей права и свободы человека. Это неумение человека различать добро и зло, так как Дух Божий, который помогает человеку это делать, заглушен заботой человека только о земных потребностях тела и души. В ряде стран мы уже наблюдаем даже дискриминацию в отношении тех, кто не согласен признавать нормой нравственные отступления в вопросах пола и нетрадиционной морали.

Нравственный выбор современного человека всегда имеет в перспективе будущее. От того, по пути жизни или смерти он пойдет, зависит и будущее человеческой истории, и её финал. Об этом говорила и будет говорить миру Православная Церковь. Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) по этому поводу замечает: «Наша задача заключается в том, чтобы показать современному человеку и современному обществу, что христианские ценности - это не отвлеченные идеи и не архаичные суеверия, но воистину принципы жизни, отказ от которых может привести к краху и культуры, и общества, и личных человеческих судеб. И чем раньше человечество поймет, что нравственность - это способ выживания личности, семьи, коллектива, общества, всей человеческой цивилизации, тем менее трагична будет дальнейшая его история» .

Сегодня Церковь как Ковчег Ноя в современном потопе потери нравственных ориентиров. Она так же зовет ко спасению, увещевает, но люди слишком очарованы своей мнимой «хорошестью» и слишком заняты суетностью земных благ, чтобы выучить и не повторять уроки прошлого. А ведь будущее может и не наступить, если человек и дальше будет прикладывать все силы к тому, чтобы все было так, как он хочет - несмотря ни на что.

Часто говорят, что будущее в руках школьного учителя. Это, безусловно, справедливо. И Церковь всегда уделяла огромное внимание образованию и сотрудничеству с его структурами, ведь образование – это процесс помощи человеку в восстановления целостности человека в единстве его телесных, душевных и духовных проявлений. Это не прагматическая передача знаний, которые в дальнейшем обеспечат человеку максимально высокий уровень доходов для пользования благами земной жизни - это процесс осознания человеком своей человечности как потенциального Богоподобия, а в этой сфере у Церкви с образованием множество точек соприкосновения. Нам очень важно задать человеку правильный вектор в его самопознании – в согласовании своих ценностей с Божиим нравственным Законом.

По словам Митрополита Калужского Климента (Капалина), «учительство – это один из труднейших видов служения Отечеству и своему народу. Учителю, независимо от того, работает ли он в государственном или церковном учебном заведении, поручена высокая духовная миссия. Каждый учитель должен понимать, что на своем месте он реализует дело, может быть, куда более важное, чем любая концепция и программа, ибо он строит жизнь человека». Но «воспитание нравственной личности может осуществить только тот, кто сам идет путем духовно-нравственного совершенствования во Христе. Иначе мы будем обучать только внешним знаниям, а поведение молодых людей будут формировать другие авторитеты. В школу должен прийти священник или хотя бы воцерковленный человек, имеющий опыт духовной жизни», и именно от успеха в осуществлении этой задачи сегодня зависит наше будущее и будущее нашего государства».

Неслучайно сегодня образовательная площадка Братских Епархиальных Чтений объединяет не только представителей учебно- воспитательных заведений нашей Епархии, но и представителей руководства города, руководства образовательных структур и священства. Ибо как мир, созданный Богом, гармонично развивается во взаимодействии всех разнообразных его частей, так и жизнь общества в городе, епархии, стране и мире находится в прямой зависимости от нашего совместного выбора тех нравственных ценностей и ориентиров, по которым мы все и каждый - на своем месте - будем строить ковчег спасения и наполнять его действительно ценным содержанием для будущего.

Да благословит нас Господь!