» » Развитие речевой активности у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством малых фольклорных форм. Характеристика контингента групп для детей с тяжелыми нарушениями речи Связная речь у детей с тнр

Развитие речевой активности у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством малых фольклорных форм. Характеристика контингента групп для детей с тяжелыми нарушениями речи Связная речь у детей с тнр

Психолого – педагогический консилиум

Преодоление трудностей в обучении чтению и письму детей с ТНР

Учитель начальных классов:

Самойлова Ольга

Владимировна

12.04.2018

ЗАТО Видяево

Характеристика особых образовательных потребностей детей с ТНР

Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте. К тяжелым нарушениям речи относятся алалия (моторная и сенсорная), тяжелая степень дизартрии, ринолалии и заикания, детская афазия и др.

Устная речь у детей с тяжелыми формами речевой патологии характеризуется строгим ограничением активного словаря, стойкими аграмматизмами, несформированностью навыков связного высказывания, тяжелыми нарушениями общей разборчивости речи. Отмечаются затруднения в формировании не только устной, но и письменной речи, а также коммуникативной деятельности. Все вместе это создает неблагоприятные условия для образовательной интеграции и социализации личности ребенка в обществе.

У детей с ТНР снижается потребность в общении, оказываются несформированными формы коммуникации (диалогическая и монологическая речь) и могут наблюдаться особенности поведения: незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм. Сочетание нарушений речевого и некоторых особенностей познавательного развития у детей с тяжелой речевой патологией препятствует становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и сверстниками.

Особенности психического развития

  • Отставание в развитии зрительного восприятия и зрительных предметных образов у детей с ТНР проявляется в основном в бедности и слабой дифференцированности зрительных образов, инертности и непрочности зрительных следов, а также в недостаточно прочной и адекватной связи слова со зрительным представлением предмета.
  • Внимание детей с ТНР характеризуется более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий, в анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач. Им труднее сосредоточить внимание на заданиях, со словесной инструкцией, нежели с комбинированной словесной и зрительной; еще сложнее распределить внимание между речью и практическим действием. У детей с ТНР ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются ими.
  • Все виды самоконтроля за деятельностью (упреждающий, текущий и последующий) могут быть не достаточно сформированными и иметь замедленный темп формирования.
  • Заметно снижена слуховая память, продуктивность запоминания, которые находятся в прямой зависимости от уровня речевого развития. Обучающиеся часто забывают трех-, четырехступенчатые инструкции, упускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий, не прибегают к речевому общению для уточнения инструкции. Однако у детей с ТНР остаются относительно сохранными возможности смыслового, логического запоминания.
  • Воображение детей с ТНР отстает от нормально развивающихся сверстников. Отмечается более низкий уровень пространственного оперирования образами, недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения.

Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР

  • Потребность в обучении различным формам коммуникации (вербальным и невербальным), особенно у детей с низким уровнем речевого развития (моторной алалией); потребность в формировании социальной компетентности.
  • Потребность в развитии всех компонентов речи, языковой компетентности. Трудности в усвоении лексико-грамматических категорий детьми с ТНР создают потребности в развитии понимания сложных предложно-падежных конструкций, в целенаправленном формировании языковой программы устного высказывания, навыков лексического наполнения и грамматического конструирования, связной диалогической и монологической речи; дети с ТНР нуждаются в специальном обучении основам языкового анализа и синтеза, фонематических процессов и звукопроизношения, просодической организации звукового потока.
  • Потребность в формировании навыков чтения и письма.
  • Потребность в развитии навыков пространственной ориентировки.
  • Обучающиеся с ТНР требуют особого индивидуально-дифференцированного подхода к формированию образовательных умений и навыков.

Учебная деятельность детей с ТНР

  • отличается замедленным темпом восприятия учебной информации, сниженной работоспособностью, затруднениями в установлении ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательными анализаторами; трудностями в организации произвольной деятельности, низким уровнем самоконтроля и мотивации, возможным ослаблением памяти.

Специальными психолого-педагогическими исследованиями доказано наличие у детей с ТНР отклонений в пространственной ориентировке и конструктивной деятельности, а также нарушений мелкой моторики, зрительно-моторной и слухо-моторной координации.

Несформированность языковых и коммуникативных навыков у обучающихся с ТНР обуславливает проблемы их обучения, негативно отражается на формировании самооценки и поведения детей, приводит к социальной дезадаптации.


Причины сложностей при обучении грамоте

  • недоразвитие фонематических процессов,
  • трудности в связной речи, в звуковом анализе и синтезе,
  • нарушения в звукопроизношении,
  • бедный словарь, многочисленные ошибки при употреблении лексико-грамматических категорий

Исследовательские данные

Выделение гласного звука в начале слова

78% с ТНР- 46%

Выделение согласного в начале слова

53 % с ТНР - 18%

Выделение гласного звука в конце слова

23% с ТНР- 3%


Подготовка к письму

11.04.18

Директор школы В.О.Иванов


Тема: « Звук и буква»

  • Выделение из речи звуков (звукоподражание ).
  • Выделение слов из предложений, деление слов на слоги.
  • Выделение гласных звуков из слов (ау, уа, ура, Оля, Уля и др.).
  • Выделение согласных (ах, ус, на, мама ).
  • Показ букв картинного алфавита.
  • Выделение предложений.
  • Отгадывание детьми загадок.
  • Рисование предметов, названия которых начинаются с выделенных звуков

Директор школы В.О.Иванов

12.04.2018




Упражнение для тренировки гласных звуков

Тренируйте правильное звучание каждой гласной в сочетании с другими гласными звуками:

  • АИ ЭИ ОИ УИ ЫИ
  • АЭ ЭА ОЭ УЭ ЫЭ
  • АУ ЭО ОА УА ЫА

Каждое звукосочетание повторите три раза:

  • АИ – АИ – АИ ЭИ – ЭИ – ЭИ ОИ – ОИ - ОИ
  • АЭ – АЭ – АЭ ЭА – ЭА – ЭА ОЭ – ОЭ - ОЭ
  • АО – АО – АО ЭО – ЭО – ЭО ОА – ОА - ОА
  • АУ – АУ – АУ ЭУ – ЭУ – ЭУ ОУ – ОУ - ОУ

11.04.18

Директор школы В.О.Иванов


12.04.2018

Директор школы В.О.Иванов


Фрагмент таблицы № 3. Слоги со стечением согласных


Нумерация слогов.


Экспресс- контроль по теме: « Буква О»

  • Напиши изучаемые буквы письменно:

О о а у О А о ы о о Ю ю о О

______________________________________

  • Подчеркни в словах все буквы О, о:

Осень. Опадают листья.

Солнце меньше греет.

Дни стали короче.

  • Раскрась картинки, в названиях которых слышится звук [ о ], раздели схемы слова на слоги, поставь ударение:

12.04.2018

Директор школы В.О.Иванов




Проект « Город Букв»

11.04.18

Директор школы В.О.Иванов


Работа над словом

  • Можно дать алгоритм:
  • 1) прочитайте слова, запомните их;
  • 2) запишите их по памяти;
  • 3) составьте предложение с данными словами.

11.04.18

Директор школы В.О.Иванов


Обогащение словаря

11.04.18

Директор школы В.О.Иванов


Знакомство со словом

11.04.18

Директор школы В.О.Иванов


экскурсия

11.04.18

Директор школы В.О.Иванов


Вставь гласные

11.04.18

Директор школы В.О.Иванов


Исправь ошибки

11.04.18

Директор школы В.О.Иванов


11.04.18

Директор школы В.О.Иванов


артикуляция

11.04.18

Директор школы В.О.Иванов


11.04.18

Директор школы В.О.Иванов


Собери предложения из слов.

ночью

ЛОДКА

полёт

хорошо

гребёт

самолёта

нормально

вёслами

ПЛЫВЁТ

смотреть

звёзды

проходит

Серёжа

на

МОРЮ


В букварный период

12.04.2018

Директор В.О. Иванов


Нарушение чтения

  • Дислексия - частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся специфических ошибках стойкого характера.
  • пропуски согласных при стечении: мара (марка);
  • вставка гласных между согласными при их стечении: пасала (пасла);
  • перестановки звуков: тука (утка);
  • пропуск и вставка звуков при отсутствии стечения согласных в слове;
  • перестановки слогов: лотапа (лопата).

11.04.18

Директор школы В.О.Иванов


Нарушения письма

  • Дисграфия - частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в повторяющихся специфических ошибках стойкого характера.
  • Ребенок пишет так, как произносит.(« снешок», « лёбит»….)

11.04.18

Директор школы В.О.Иванов




Приемы преодоления зеркального написания цифр

1 2 3 4 5 6 7 8 9


  • Регулярно играйте с ним в следующие игры:
  • «Кто больше?». Посоревнуйтесь со своим чадом, кто сможет прочитать больше текста за определенное время. Естественно, что сначала вам придется поддаваться.
  • «Кто быстрее?». Пусть малыш читает в разном темпе – сначала «как черепаха», затем «как собака», а в конце – «как гепард». Также для игры можно использовать и любых других животных.
  • « Вершки и корешки». Возьмите непрозрачную линейку и закройте ею верхнюю половину строчки текста. Пусть ребенок попытается прочитать слова и предложения, не поднимая линейки. Когда кроха справится с этим заданием, закройте «корешки» и предложите малышу прочитать текст по «вершкам».

11.04.18

Директор школы В.О.Иванов


Майский снег

Снег идёт! Удивляются дети: "К нам зима Воротилась Опять?" Это просто На яблоне Ветер Хочет все лепестки Сосчитать.

(В.Приходько )


Спасибо

Таисия Сергеевна Сидорова
Формы, методы и приёмы развития фонетико-фонематической стороны речи у детей с ТНР

Формы ,методы и приёмы развития фонетико- фонематической стороны речи у детей c ТНР посредством авторских игр и практических игровых упражнений. Цель формирующего этапа исследования- развитие фонетико- фонематической стороны речи детей 6-7 лет посредством авторских игр и практических игровых упражнений с использованием ИКТ. Представленный опыт соответствует потребностям детского сада, школы, социальному заказу. Научив детей дошкольного возраста чисто и красиво произносить все звуки родного языка, мы решили следующие задачи формирующего этапа .

1. Оказали своевременное логопедическую помощь, преодолев фонематические нарушениями .

2. Сформировали фонематические процессы , обучили грамоте на материале правильно произносимых ребенком звуков и слов, обеспечили точную и прочную связь между звуком и буквой.

3. Научили слышать, различать и определять первый звук в предложенных картинках.

4. Научили определять любую позицию звука в слове (в начале, конце и в середине) .

5. Научили в подборе предметных картинок с заданным звуком.

6. Отработали в играх правильное произношение слов сложной слоговой структуры.

7. Добились качества и устойчивых знаний по преодолению фонетико- фонематического недоразвития речи у дошкольников в процессе поэтапного ознакомления с гласными и согласными звуками, включая в коррекционно-развивающие занятия авторские игры и практические игровые упражнения.

8. Сформировали способность в выполнении основных мыслительных операций.

9. Достигли определенного уровня психической выносливости (внимание стало более устойчивее, дети научились запоминать большее количество предметных картинок с заданным звуков).В обучающий эксперимент были включены авторские разработки фронтальных занятий с использованием игр.

К работе на фронтальных занятиях детей готовили на индивидуальных и подгрупповых занятиях. На фронтальных занятиях изучали звуки, которые правильно произносятся всеми детьми изолированно и в облегченных фонетических условиях . Фронтальные занятия включали несколько этапов. Все они тесно связаны между собой и взаимообусловлены.

На первом этапе закрепляли правильное произношение изучаемого звука. При подборе лексического материала предусматривали его разнообразие, насыщенность изучаемым звуком, при этом исключили по возможности дефектные и смешиваемые звуки. Включали упражнения на употребление усвоенных детьми лексико-грамматических категорий (единственное и множественное число существительных и т. д., а также различные виды работ, направленные на развитие связной речи (составление предложений, распространение их однородными членами, составление рассказов по картине, серии картин, пересказ).

В процессе выработки правильного произношение звуков учили детей сопоставлять изучаемые звуки, делать определенные выводы о сходстве и различии между ними в артикуляционном укладе, способе их артикулирования и звучания.

На втором этапе проводили дифференциацию звуков. Процесс овладения детьми произношением предусматривал активную мотивационно-насыщенную познавательную работу по наблюдению над звуками речи , словами, морфологическими элементами.

Работу по развитию фонематической стороны речи проводили одновременно с работой по различению фонем родного языка . От умения каждого ребенка воспринимать и правильно произносить имеющиеся в их речи звуки во многом зависело точное воспроизведение звуко-слоговой структуры слов. Направленность внимания на звуковую сторону языка , на отработку фонем из разных противопоставленных групп позволило активизировать фонематическое восприятие . Систематические, последовательные занятия по отработке всех звуков, по дифференциации часто смешиваемых звуков обеспечили основу подготовки детей к овладению элементами грамоты.

В процессе овладения фонематической стороной речи в занятия постепенно включали упражнения по обучению детей осознанному анализу и синтезу звукового состава слова. Развитие умения выделять звуки из разных позиций в слове; в свою очередь, помогли пополнить пробелы фонематического развития . Система упражнений по подготовке детей к обучению грамоте начиналась с выделения звука в слове и заканчивалась анализом и синтезом односложных слов.

Публикации по теме:

Конспект НОД по формированию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте «Звуки [К, К’] Буква [К]» КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ с группой воспитанников детского дома старшего и подготовительного к школе возраста.

Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.

Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у распределения. При относительной сохранности смысловой памяти (ассоциации) у детей снижена вербальная память (Вербальная память - вид памяти, который определяет способность запоминать, сохранять и воспроизводить речевую (словесную) информацию) , страдает продуктивность запоминания. У детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

У части детей отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций (двигательных); им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы – недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения.

Наибольшие трудности возникают при выполнении движений по словесной инструкции. Часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.

Указанные особенности в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов специально организованной коррекционной работы.

Специальные исследования детей показали клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи.

Общее недоразвитие речи сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов. Наиболее часто встречаются

Гипертензионно-гидроцефалический - проявляется в нарушениях умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведения детей; в быстрой истощаемости и пресыщаемости любым видом деятельности; в повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности. Дети жалуются на головные боли и головокружение. В некоторых случаях у них может отмечаться приподнято-эйфорический фон настроения с проявлениями дурашливости и благодушия.

Церебрастенический синдром – проявляется в виде повышенной нервно-психической истощаемости, эмоциональной неустойчивости, в виде нарушений функций активного внимания и памяти. В одних случаях синдром сочетается с проявлениями гипервозбудимости, в других – с преобладанием заторможенности, вялости, пассивности.

Синдром двигательных расстройств – характеризуется изменением мышечного тонуса, нерезко выраженными нарушениями равновесия и координации движений, недостаточностью дифференцированной моторики пальцев рук, несформированностью общего и орального праксиса. Выявлено наличие у данной группы детей характерных нарушений познавательной деятельности.

Дети с функциональными отклонениями в состоянии ЦНС эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции, и даже расстройство в ответ на замечание, плохую отметку, неуважительное отношение со стороны учителя и детей. Их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или, напротив, повышенной застенчивостью, нерешительностью, пугливостью. Все это в целом свидетельствует об особом состоянии ЦНС детей, страдающих речевыми расстройствами».

Для того чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными и точными. Вместе с этим эти движения должны быть автоматическими, то есть такими, которые осуществлялись бы без специальных произвольных усилий. Так, при отсутствии нарушений говорящий следит только за течением мысли, не задумываясь над тем, какое положение должен занять его язык во рту, когда надо вдохнуть и так далее. Это происходит в результате действия механизма произнесения речи. Для понимания действия механизма произнесения речи необходимо хорошо знать строение речевого аппарата.

Дети с речевыми расстройствами нарушениями обычно имеют
функциональные или органические отклонения в состоянии ЦНС.
Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т.п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Не редко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдается заторможенность и вялость. Эти дети довольно быстро утомляются, причем это утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Это может проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активностью.
Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока. Как правило, у таких детей отмечается неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ТНР

Тяжёлые нарушения речи по - разному, но обязательно на-ходят своё отражение в психической деятельности человека, что проявляется в нарушении познавательной, эмоционально - волевой сферы личности, межличностных отношений.

Нарушение восприятия отмечается у всех детей с ТНР.

В зависимости от того, какой из анализаторов является веду-щим, различают зрительное, слуховое, тактильное и другие виды восприятия, нарушение которого имеет свою специфику в зависимости от формы речевого расстройства. Так, нару-шение функции речедвигательного анализатора при ринолалии отрицательно влияет на слуховое восприятие фонем, что проявляется в нарушении фонематического слуха. Кроме того, наблюдается снижение остроты слуха, причиной чего являются частые отиты, что наряду с иными факторами на-кладывает отпечаток на формирование других компонентов речи, приводя к ОНР.

Несформированность фонематической системы языка, ОНР - основные препятствия в овладении грамотным чте-нием и письмом.

Нарушение слухового восприятия при дизартрии характе-ризуется ещё большим многообразием проявлений, чем при ринолалии. Кроме нарушения фонематического слуха и сни-жения остроты слуха в ряде случаев имеет место повышенная чувствительность к звуковым раздражителям.

Наиболее грубые нарушения слухового восприятия наблю-даются при сенсорной алалии. В некоторых случаях ребёнок совсем не понимает речь окружающих, не реагирует даже на собственное имя, не дифференцирует звуки речи, шумы не-речевого характера. В других случаях понимает отдельные обиходные слова, но теряет их понимание на фоне развёрну-того высказывания. Третьи относительно легко выполняют требуемое простое задание, но при этом не понимают слова инструкции вне конкретной ситуации, т. е. общий смысл фразы воспринимается легче изолированных слов.

На первый взгляд, не наблюдается грубых нарушений слухового восприятия у детей с моторной алалией. Однако более тщательное обследование обнаруживает у многих из них диффузность фонематических представлений, нечёткость слу-хового восприятия, слабую ориентацию в звуковом и слоговом составе слова, что приводит к недостаточности восприятия об-ращенной речи, замедленности и затруднённости понимания грамматических форм и развёрнутого текста. Нередко дети из - за нечёткости фонематического восприятия улавливают только отдельные элементы фразы и не могут связать их в единую смысловую структуру. Эта ограниченность понимания является вторичным проявлением основного нарушения — не-доразвития собственной речи.

Необходимое условие для обучения детей грамоте — разви-тие зрительного восприятия , которое у детей с ТНР отстаёт от нормы и характеризуется рядом особенностей. Для них типично нарушение буквенного гнозиса, проявляющееся в трудностях узнавания сходных графических букв, изображённых пунктир-но, в условиях наложения, зашумления и т. д.

Недостаточность зрительного восприятия , приводящая к стойкому отставанию в развитии семантической стороны речи, имеет место у детей с оптической алалией. Для них характерна крайняя бедность представлений об окружающем, замедленное развитие понимания слов, имеющее совсем дру-гую природу, чем при сенсорной алалии.

Отставание в развитии зрительного восприятия, зритель-ных предметных образов у детей с ТНР часто сочетается с нарушением пространственных представлений . В частности, дети с дизартрией затрудняются в дифференциации понятий справа, слева, с трудом усваивают многие пространственные понятия — спереди, сзади, между, не могут сложить из части целое и т. д.

Особенно стойко пространственные нарушения проявляют-ся в рисовании человека: изображение отличается бедностью, примитивностью, что типично для детей не только с дизар-трией, но и с алалией.

У некоторых детей с ТНР наблюдаются недоразвитие вре-менных представлений , нарушение их вербализации, а так-же несовершенство субъективного ощущения времени, что оказывает отрицательное влияние на развитие устной речи. Нарушается употребление предлогов и наречий, выражающих временные отношения, глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени.

Существенным сопутствующим признаком при ТНР явля-етсян арушение памяти.

Структура расстройства памяти зависит от формы речево-го нарушения. Так, у детей с ринолалией зрительная память развита лучше, чем слуховая. Однако по сравнению с нор-мально говорящими они хуже запоминают слова и предметы, у них значительно снижено логическое запоминание. Дети с дизартрией иногда обнаруживают более низкие результаты зрительной памяти, чем слуховой, что связано с выражен-ными нарушениями зрительного восприятия, слабостью про-странственных представлений. Это особенно проявляется при запоминании серии геометрических фигур.

Следует отметить, что уровень памяти, особенно слуховой, снижается с понижением уровня речевого развития. В част-ности, весьма низкие показатели в объёме кратковременной и долговременной памяти обнаруживают дети с моторной алалией, развитие речи которых соответствует I—II уровням речевого развития.

Запоминание словесного материала у детей с алалией протекает значительно труднее, чем запоминание образов, что обнаруживается уже при узнавании — наиболее низком уровне мнестической деятельности. В целом по сравнению с нормально говорящими у детей с ТНР снижен объём всех видов памяти (слуховой, зрительной, тактильно -кинестетической).

Нарушение структуры деятельности, неточное и фрагмен-тарное восприятие инструкции связаны не только со сни-жением мнестической деятельности, но и с особенностями внимания.

Внимание у детей с ТНР характеризуется рядом особен-ностей: неустойчивостью, трудностью переключения, низким уровнем произвольного внимания и т. д. Так, у детей с ди-зартрией вследствие повышенной возбудимости наблюдаются неспособность к длительному напряжению, утомляемость, особенно при интеллектуальной деятельности. Низкий уровень произвольного внимания обнаруживается у детей с моторной алалией. При этом страдают все основные звенья деятельности: инструкция воспринимается неточно, фрагментарно; задания выполняются с ошибками, которые не всегда самостоятель-но замечаются и устраняются детьми; нарушаются все виды контроля за деятельностью (упреждающего, текущего, по-следующего). Причём наиболее страдают упреждающий (свя-занный с анализом условия задания) и текущий (в процессе выполнения задания) виды контроля.

Следует отметить, что для детей с алалией весьма трудным является распределение внимания между речью и практиче-ским действием, что и приводит к несформированости или значительному нарушению структуры деятельности.

ТНР особенно влияют на формирование высших уровней познавательной деятельности, обусловливая специфические особенности мышления.

Контингент детей с дизартрией по уровню мыслительной деятельности крайне неоднороден. Одни из них близки к нормально развивающимся сверстникам, другие, составляю-щие большинство, отличаются низкой познавательной актив-ностью, проявляющейся в отсутствии интереса к заданиям, в недостаточном уровне психического напряжения и т. д. Вследствие двигательных и сенсорных нарушений недоста-точно развивается наглядно - действенное и наглядно - образное мышление. Задержано формирование словесно - логического мышления, что проявляется в трудностях установления сход-ства и различия между предметами, несформированности многих обобщающих понятий, в трудностях классификации предметов по существенным признакам.

Низкая умственная работоспособность отчасти связана с церебрастеническим синдромом, характеризующимся быстро нарастающим утомлением при выполнении интеллектуальных заданий, в результате чего снижена способность к запомина-нию и концентрации внимания.

Таким образом, у детей с дизартрией часто не формиру-ются основные предпосылки, на которых базируется логи-ческое мышление, что в сочетании с эмоционально - волевой незрелостью определяет структуру специфической задержки психического развития.

Своеобразно формируется мыслительная деятельность у де-тей с алалией. Первой особенностью мыслительных процессов является неравномерное развитие мышления с недостаточностью тех сторон, которые особенно тесно связаны с речевой дея-тельностью: понятийного мышления и обобщающей функции слова. Вторая особенность — недостаточная динамика мыш-ления, замедление темпа мыслительных процессов, их инерт-ность.

Таким образом, всем детям с алалией в операциях вербаль-ного мышления трудно строить умозаключения, также у них снижена способность к обобщению и абстракции. Кроме того, для этих детей характерны нарушения интеллектуальной деятельности в виде недостаточной активности, целенаправ-ленности, произвольности.

Воображение , являясь непременным условием становле-ния тех черт личности, которые выражают отношение к са-мому себе и другим людям, тесно связано с речью. Задержка в развитии речи знаменует собой и задержку развития вооб-ражения.

Для детей с ОНР характерны недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения. Сравнительное изучение невербального и вербального творче-ского воображения учащихся младших классов с ТНР и нор-мально говорящих показало, что у учащихся с нарушением речи большинство показателей оказалось ниже, чем у кон-трольной группы. Образы, создаваемые детьми с ТНР на бумаге, отличались (по сравнению с нормально говорящими) меньшим количеством деталей, недостаточной чёткостью и тщательностью изображения, редким использованием оттен-ков цветов, однообразием раскрашивания рисунков. При изучении особенностей вербального творческого во-ображения обнаружено, что оно значительно беднее у детей с ТНР по сравнению с нормально говорящими. В частности, почти половина учащихся с ТНР не смогла придумать окон-чание сказки, в то время как все испытуемые контрольной группы справились с заданием. Те учащиеся, которые пыта-лись завершить сказку, как правило, не смогли ввести новых персонажей, придумать новый поворот сюжета.

Таким образом, следует, что представления и образы у детей с ТНР зачастую не имеют яркости, чёткости, логиче-ской достоверности, тонких смысловых оттенков. Отмечаются слабая гибкость, недостаточная пластичность процессов мыш-ления и воображения, эмоциональная бедность содержания продуктов творчества.

ТНР отрицательно сказываются на формировании лич-ности, вызывают специфические особенности эмоционально - волевой сферы.

У детей с ринолалией нарушение речи способствует раз-витию таких качеств личности, как застенчивость, нереши-тельность, замкнутость, негативизм, уход от общения, чувство неполноценности.

У детей с дизартрией эмоционально - волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимо-сти и истощаемости нервной системы. Одни склонны к раз-дражительности, двигательно беспокойны, часто проявляют грубость, непослушание, другие заторможены, пугливы, из-бегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменению обстановки. Большинство детей характеризуются малой ини-циативностью, зависимостью от окружающих, у некоторых недостаточно развито чувство дистанции. Характерологи-ческие и патохарактерологические реакции носят характер протеста, отказа. Неуверенные в себе, обидчивые они часто плохо уживаются в кругу нормально говорящих сверстников, замыкаются в себе.

Дети с моторной алалией весьма разнородны по особен-ностям эмоционально - волевой сферы. Чаще всего для них типичны повышенная тормозимость, снижение активности, неуверенность в себе, речевой негативизм. Менее малочис-ленной является группа детей, которым свойственна повы-шенная возбудимость. У них отмечаются гиперактивность (не всегда продуктивная), суетливость, лабильность настроения, отсутствие переживания своего языкового расстройства. Не-большую по численному составу группу составляют дети, у которых эмоционально - волевая сфера сохранена.

Непременной составляющей процесса социальной адапта-ции личности является социально - ролевое поведение, опреде-ляющее совокупность психологических свойств и форм по-ведения.

Расстройства в эмоционально - волевой, личностной сферах детей с ТНР ухудшают их работоспособность, что отрицатель-но сказывается на качестве их знаний.

В заключение следует отметить, что, хотя коррекция речи детей с ТНР является длительным и сложным процессом, тем не менее в результате логопедических занятий у детей постепенно развивается чутьё языка, происходит овладение речевыми средствами, на основе которых возможен переход к самостоятельному раз-витию и обогащению речи в процессе свободного общения.

Индивидуальное задание для девочки

Проведение коррекционных занятий по программе для детей с тяжелыми нарушениями речи () — важная составляющая образовательного процесса специальных учебных заведений, учебно-реабилитационных центров, интегрированных и инклюзивных классов для детей с ЗПР, которая призвана способствовать целенаправленному совершенствованию языковых, речевых и социально-коммуникативных умений и навыков в указанной категории детей.

Развитие детей с тяжелыми нарушениями речи

Тяжелые речевые дефекты (детская афазия, моторная и сенсорная алалия), вызванные локальными впечатлениями головного мозга, сопровождаются специфическими особенностями формирования интеллектуальной деятельности ребенка. Это проявляется в диспропорциональном развитии некоторых высших психических функций (вербального и невербального мышления, зрительной и слухоречевой памяти, состоянии импрессивной и экспрессивной речи) и в снижении темпов психического развития в целом.

Формирование речевых навыков в дошкольных заведениях

Для устранения дефектов была разработана специальная образовательная программа для детей с ТНР.

Коррекция тяжелых нарушений речи

Направления коррекционного обучения на подготовительном этапе:

  • действия по упорядочению ряда анализаторов — слухового, зрительного, смыслового, двигательного, речедвигательного;
  • программы различных видов деятельности (предметная, творительная, изобразительная);
  • развитие слухоречевой памяти, слухового внимания и контроля;
  • развитие умственных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, группировки и классификации предметов (на невербальном, а в дальнейшем и вербальном материале);
  • развитие кинестетического анализа в процессе репродуктивного воспроизведения звуков речи с опорой на зрительное восприятие артикуляции;
  • организация наблюдений ребенка за разными сторонами речи (морфологической, синтаксической, просодической, произносительной, интонационной) и практическое выделение слов, грамматических морфем, фонем в процессе восприятия речи.

Основной этап. На этом этапе проводится формирование экспрессивной речи.

  1. Формирование экспрессивного словаря путем соотнесения имеющихся у ребенка звуковых образов слов с движениями с опорой на зрительное восприятие и кинестетические ощущения. В дальнейшем развитие звукового анализа слова с использованием названых опор и параллельное обучение ребенка грамоте.
  2. Формирование грамматических стереотипов словоизменения и парадигм склонения.
  3. Сочетание звуков в слоги, слов в слова, слова в структурные предложения.
  4. Развитие качественной связной речи.

Значение сенсорного развития

Подготовка детей к школе включает:

  1. Расширение знаний и представлений об окружающей среде.
  2. Развитие активной познавательной деятельности.
  3. Развитие интеллектуальных умений анализа, синтеза, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации предметов на вербальном материале, который предъявляет педагог.
  4. Увеличение объема импрессивного вещания за счет расширения: смысловой структуры слова и его понятийной соотнесенности, его синтаксического значения, уточнения семантики грамматических морфем и разных типов синтаксических конструкций.
  5. Обучение элементарным математическим знаниям, изобразительной деятельности, конструированию по специальным методикам.
  6. Подготовка к овладению грамотой.

Логопедическая работа с ТНР

Основная задача адаптированной программы для логопедической группы с тяжелыми нарушениями речи направлена на проведение коррекционной и развивающей работы с детьми, учитывая их особенности развития. Работа проводится в нескольких направлениях:

  • коррекция;
  • профилактика;
  • развитие детей.

Логопед после проведения психологической диагностики определяет причину и уровень нарушения речи. После чего подбирает ряд специальных заданий, которые позволят построить правильную словообразную деятельность.

  • «Речевое» – пополнение словарного запаса, тренировка фонематического восприятия, формирование правильного речевого строя и прочее;
  • «Познавательное» – мышление, внимание, память;
  • «Художественно-эстетическое» – привлечение музыкальных, художественных произведений.
  • «Социально-коммуникативное» – навыки общения и работы в коллективе за счет применения игровых форм деятельности;
  • «Физическое» – моторика, мимическая мускулатура, речевое и физиологическое дыхание.

Дети с тяжелыми нарушениями речи

Методики при тяжелых нарушениях речи

Для достижения поставленных задач при тяжелых нарушениях речи используются специальные методики:

  • словесные;
  • практические;
  • наглядные.

Методики работают только при комплексном подходе. Начальный этап коррекции подразумевает проведение практических и наглядных методик, с минимальным привлечением словесной.

Упражнения для детей с ТНР

Дефектологи-логопеды в работе часто используют упражнения для детей с кинетическим песком. Занятия могут проводиться как в индивидуальной форме, так и в групповой.

Организация обучения детей направлена на выполнения следующих задач:

  • развитие разных форм моторики;
  • стимуляция развития речи по слогам;
  • связное речевое развитие;
  • постановка правильного произношения звуков;
  • развитие представлений о фонетике;
  • стимулирование постановки диафрагмального дыхания.

Реабилитационное оборудование

Среди самых популярных упражнений:

  • «Необыкновенные следы» – надавливание пальцами, ладошками и кулачками на песок для имитации следов разных животных.
  • «Что под песком» – выбирается яркая тематическая картина, засыпается тонким слоем песка, ребенок должен набрать воздух через нос, и выдохнуть ртом, сдувая песок с поверхности картины.
  • «Спрячь ручки» – ребенок должен спрятать ладошки в песок в период, когда слышит определенное слово, звук, слог.
  • «Клад» – в чаше с песком прячутся разнообразные фигурки, необходимо найти их и классифицировать по характеристикам.

Такие упражнения являются самыми эффективными в период обучения детей с тяжелыми нарушениями речи.

Задания для детей с ТНР

Все занятия в процессе образования детей с ТНР проводятся в игровой форме, а для того, чтобы сконцентрировать внимание, сохранить их интерес и минимизировать уровень утомляемости проводится частая смена игровой деятельности.

Использование зеркала в занятиях

Продолжительность занятия обычно варьируется от 10 до 25 минут. Для максимального достижения успеха недостаточно работы педагогов и логопедов, необходимо дополнительно дома создавать развивающую среду и выполнять тщательно все «домашние задания».

Задания для детей дефектолог подбирает индивидуально. При ТНР проводятся следующие направления занятий по коррекции:

  • память, наблюдательность, внимание;
  • связная речь;
  • словарный запас;
  • артикуляционный аппарат;
  • логоритмика;
  • мелкая моторика;
  • дыхательная гимнастика.

АООП для школьников с тяжелыми нарушениями речи

АООП – адаптированная основная образовательная программа.

Программа для детей с тяжелыми нарушениями речи для дошкольников направлена на решение следующих стратегических и тактических задач:

  • совершенствование навыков слушания (понимание) текстов диалогического и монологического характера;
  • формирование навыков ведения диалога;
  • развитие монологической речи путем упражнения в построении произведений-рассказов, произведений-описаний;
  • упражнения в подробном и выборочном пересказе текстов разных стилей и жанров речи;
  • развитие умений целостного восприятия, понимания и интерпретации текстов;
  • присвоение ценностных ориентаций в общении.

АООП для детей с ТНР – отзывы

Основная часть отзывов взята с форума https://www.u-mama.ru/forum/kids/schoolboy/198256/.

Положительные Отрицательные
Сын до 3 лет молчал, пошли в сад и начали работать усиленно с логопедом по индивидуальной программе, было все: и домашние задания, и требования по обеспечению специальной развивающей среды, а мы, как родители, все упорно выполняли. Сейчас сынуля учится в 5 классе, и он спокойно выражает свои мысли словесно, ведет диалог и правильно строит речь. На данный момент, существуют уже мало заметные проблемы, но мы над ними работаем. (Ника) Если работа по адаптированной программе не проводилась в дошкольном возрасте, в школе просто нереально решить речевые дефекты. Речевые основные навыки формируются у детей до 6 лет. Так что большинство родителей должны просто смириться, если ничего не предприняли до этого возраста (Юлия)
У нас и в саду ввели логопедические групповые занятия, а с проблемными детками работают дополнительно индивидуально. И старшая дочь говорит, что у них в школе тоже начали практиковать. Она сейчас в 7 классе, и все они с удовольствием выполняют задания по сурдологии, упражнения с мимикой и дыханием. Подобного рода занятия полезны не только для детей с ЗПР, но и для здоровых, так как современная молодежь часто не может два слова связать, хотя физических проблем с речью они и не имеют. (Софья) Каждая речевая задержка в обязательном порядке сопровождается и психологической, следовательно, просто занятий с логопедом-дефектологом будет очень мало, необходимо дополнительно задействовать занятия с психоневрологом и медикаментозную терапию. (Ольга)
Применение разных методик, проведение интересных занятий и упражнений позволяет ребенка не просто увлечь (что очень сложно при диагнозе ЗПР), но провести эффективную коррекционную работу даже при тяжелой форме речевого дефекта. Единственное, у нас еще не все учебные заведения к данной практике готовы, но на любое новшество необходимо время. (Лидия Степановна) Важно правильно подобрать учебное заведение, которое проводит логопедическую комплексную коррекционную работу, хотя таких учебных заведений сейчас крайне мало. Надеемся, что на детей с ЗПР наконец начнут активнее обращать внимание. (Рита)
У нас в старшей садиковской группе 10 детишек с разными формами речевой задержки. У нас лично тяжелая, но дочурка уже через 4 месяца занятий начала демонстрировать успехи, пока только сопровождая жесты определенными звуками и отдельными слогами – но это уже огромнейший шаг. Да и работа в такой небольшой группе тоже намного плодотворнее, чем нахождение в специальном заведении (проходили на занятия год, и без существенных достижений) (Лилия)

Вывод

ООП для детей с ТНР позволяет проводить коррекцию не только речевых навыков, но и психологических отклонений и физиологических, так как работа проводится комплексная с задействованием разнообразных форм и методик, начиная с дошкольного возраста.

Видео — Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи

Видео — Проведение коррекционной работы с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи