» » Российский и американский военные корабли едва не столкнулись. Стороны винят друг друга

Российский и американский военные корабли едва не столкнулись. Стороны винят друг друга

ТАСС-ДОСЬЕ. 21 августа 2017 года в районе Малаккского пролива эсминец ВМС США DDG-56 John S. McCain столкнулся с танкером Alnic MC. Военный корабль получил повреждения кормы, десять его моряков числятся пропавшими без вести.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила хронологию аварий, произошедших с 2000 года с надводными кораблями ВМС США в результате навигационных ошибок.

Всего сообщалось о шести таких инцидентах (включая столкновение 21 августа). Два из них привели к человеческим жертвам.

13 июля 2000 года близ острова Оаху в Гавайском архипелаге (США) десантный транспорт-док LPD-9 Denver в ходе учений по дозаправке в море столкнулся с судном-заправщиком T-AO-202 Yukon. Оба судна получили серьезные повреждения, пострадавших не было. Виновным в аварии был признан экипаж Denver.

22 июля 2004 года в Персидском заливе авианосец CV-67 John F. Kennedy столкнулся с неопознанным дау (арабским парусным рыболовецким судном). В результате судно сразу затонуло, на его борту, предположительно, находились до 15 человек. На борту авианосца никто не пострадал, но в результате резкого маневра, предпринятого, чтобы избежать столкновения, были повреждены два самолета. По итогам расследования инцидента командир авианосца, капитан (аналог российского звания "капитан 1 ранга") Джон Миллер был отстранен от командования и переведен на преподавательскую, а затем - на штабную работу.

12 августа 2012 года в Ормузском проливе эсминец DDG-78 Porter столкнулся с танкером Otowasan, следовавшим под флагом Панамы, и получил пробоину в правом борту. Пострадавших не было. Командир корабля, коммандер (капитан 2 ранга) Мартин Арриола был впоследствии отстранен от командования.

9 мая 2017 года в международных водах близ берегов Республики Корея ракетный крейсер CG-57 Lake Champlain столкнулся с небольшим южнокорейским рыболовецким судном 502 Nam Yang. Пострадавших не было. Столкновение произошло в условиях плохой видимости. Как сообщили представители ВМС, экипаж корабля подавал положенные звуковые сигналы, однако рыбаки не успели вовремя изменить курс.

17 июня 2017 года у южного побережья Японии американский эсминец DDG-62 Fitzgerald столкнулся с контейнеровозом ACX Crystal, шедшим под флагом Филиппин. Инцидент произошел ночью в хорошую погоду. Сухогруз врезался в правый борт корабля, эсминец получил серьезные повреждения, в том числе пробоину ниже ватерлинии. Погибли семь американских моряков, которых затопило в машинном отделении. Травмы получили трое, в том числе командир корабля, коммандер Брюс Бенсон.

Согласно результатам расследования, опубликованным властями США 17 августа 2017 года, виновными в происшествии были признаны находившиеся на вахте моряки эсминца, которые в нарушение Международных правил предупреждения столкновений судов (COLREGS-72) не предоставили преимущества двигавшемуся справа торговому судну. После аварии корабль отправили на длительный ремонт.

Морской инцидент произошел у Юго-Восточного побережья США, два военных корабля столкнулись кормами. Как сообщает ВМС США на своем официальном сайте , в результате столкновения никто из членов экипажей не пострадал.

«Ракетный кресейер USS Leyte Gulf и сухогруз USNS Robert E. Peary смогли продолжить выполнение поставленных задач после инцидента. Урон будет оценен после возвращения кораблей в порт приписки Норфолк»,

— говорится в сообщении.

Столкновение произошло в ходе морского пополнения припасов одним из кораблей. Оба судна входят в ударную группу авианосца « ». Командование ВМС США проводит служебную проверку по факту ЧП, передает НСН .

Морские инциденты регулярно происходят с американскими ВМС. В 2017 году ракетный эсминец ВМС США John S. McCain (« ») столкнулся с нефтяным танкером Alnic MC, шедшим под флагом Либерии. На момент столкновения американский военный корабль направлялся в порт в Сингапуре. От удара эсминец получил повреждение кормы, но продолжил следовать прежним курсом самостоятельно.

В результате инцидента 10 моряков пропали без вести, их поиски до сих пор не закончены. Еще пятеро матросов получили травмы, четверо пострадавших были госпитализированы в сингапурскую больницу. Всего экипаж эсминца насчитывает 338 человек.

Командующего Седьмым флотом вице-адмирала Джозефа Окойна отстранили от должности после столкновения американского ракетного эсминца «Джон Маккейн» с нефтяным танкером. Вице-адмирал Окойн руководил Седьмым флотом с 2015 года и должен был покинуть пост командующего в следующем месяце.

Однако согласно существующей в американских ВМС традиции о публичной ответственности, командиры и капитаны кораблей должны покинуть свой пост в случае потери доверия со стороны руководства.

Достаточно нередки крушения и американских военно-морских самолетов. В начале ноября 2018 года истребитель-бомбардировщик американских ВМС F/A-18 рухнул в море в районе японского острова Окинава. Оба пилота катапультировались и были впоследствии спасены. Причиной падения стали проблемы с двигателем.

В конце октября вертолет ВМС США MH-60 «Морской ястреб» упал на палубу атомного авианосца, находившегося в плавании в Филиппинском море. Другой инцидент произошел в ноябре 2017 года — тогда самолет ВМС США C-2А «Грейхаунд», входящий в авианосную группу этого судна, упал в Филиппинском море с 11 моряками на борту. Восемь членов экипажа были спасены, трое погибли. 20 сентября произошел трагический инцидент на авианосце « » —

на его палубе моряк Джозеф Мин Наглак был разрублен на куски винтом самолета Grumman E-2 Hawkeye. Моряк слишком близко подошел к винту самолета в тот момент, когда его пропеллер еще не успел остановиться.

Ранее в мае у берегов Японии произошел еще один морской инцидент. В Японском море корабль ВМС США Lake Champlain столкнулся с рыболовным судном под флагом Южной Кореи. Инцидент произошел во время учений, в которых участвовал американский крейсер. В тот раз сообщений о каких-либо жертвах ЧП не поступало.

Похожий инцидент в апреле произошел и с российским военным кораблем. В проливе Босфор вблизи Турции разведывательный корабль «Лиман» Черноморского флота столкнулся с грузовым судном. В результате столкновения российский корабль затонул, однако все 78 человек экипажа были спасены и вернулись в Россию. На борту «Лимана» находилась секретная аппаратура. Чтобы поднять ее с затонувшего корабля, был снаряжен специальный отряд военных водолазов.

Стали известны ранее засекреченные подробности расследования. Американский эсминец «Фицджеральд» столкнулся с контейнеровозом из-за невероятного бардака на борту. Неисправное оборудование и халатность экипажа привели к гибели семи человек.

Четырнадцатого января 2019 года американский сайт новостей ВМС «Нэви Таймс» опубликовал целых две большие и подробные статьи (раз и два) о результатах расследования инцидента с эсминцем«Фицджеральд». Полтора года эти материалы оставались секретными, и после ознакомления с ними становится понятно почему - они выставляют американский флот далеко не в самом приглядом виде.

Семнадцатого июня 2017 года эсминец «Фицджеральд» столкнулся у берегов Японии с контейнеровозом«ACX Кристал», шедшим под филиппинским флагом. Корабль получил тяжёлые повреждения и не ушёл на дно только благодаря решительным действиям команды. Семь членов экипажа погибли, трое (в том числе командир корабля) получили ранения. Контейнеровоз отделался поцарапанной краской.

«Фицджеральд» после столкновения

Столкновение имело суровые последствия. Командиру «Фицджеральда» и трём офицерам были выдвинуты обвинения в халатности, опасном управлении кораблём и непреднамеренном убийстве. Когда месяцем позже, 21 августа 2017 года, однотипный с «Фицджеральдом» эсминец «Джон Маккейн» столкнулся в Малаккском проливе с нефтяным танкером, адмирал Скотт Свифт, командующий Тихоокеанским флотом ВМС США , ушёл в отставку - потому что два подобных инцидента подряд - это как-то чересчур. Но, как выясняется сейчас, то были ещё цветочки. Потому что длившееся почти полтора месяца расследование вскрыло царившую на борту эсминца «атмосферу всеобщей халатности, попустительства и разгильдяйства»(так было указано в отчёте).

Электронная навигационная система корабля не работала, и её не только не собирались чинить, а вовсе наоборот - разобрали на запчасти, чтобы наладить другое оборудование, показавшееся экипажу более важным. Более того, на «Фицджеральде» с 2015 года не было штурмана! Кто и как прокладывал в таких условиях курс корабля, остаётся только гадать - очевидно, этим занимались в свободное от основных обязанностей время другие офицеры с использованием старых добрых бумажных карт. В свете этой информации не стоит вопрос, почему произошло столкновение, - приходится лишь удивляться, отчего оно не произошло раньше. Самое страшное, что о ситуации с навигационной системой и штурманом знали и непосредственное начальство, и высокое командование в Штатах - но за два года никто и пальцем о палец не ударил.

А вот так выглядел после инцидента «ACX Кристал»

Но и это не всё. В боевом информационном центре корабля (БИЦ, или CIC - Combat Information Center, как называют его американцы) творилась настоящая катастрофа. Контр-адмирал Брайан Форд, проводивший расследование, описывает, что центр был больше похож на студенческое общежитие, а не на отсек боевого корабля. Всюду валялись объедки, грязная одежда и бытовые принадлежности. В помещении стоял запах мочи - оказалось, большинству операторов было лень ходить до гальюна, и они справляли нужду в бутылки из-под газировки, которые потом оставляли под пультами. Доска для оперативной информации была покрыта посторонними надписями и рисунками. Половина оборудования не работала. Пульт одного из радаров, например, был заклеен скотчем, чтобы никто зря не тыкал в кнопки, «потому что он всё равно не включается» - при этом о неисправности радара даже не удосужились доложить куда следует, и сколько времени он пребывал в таком состоянии никто не помнил. Впрочем, те неисправности, о которых докладывали, попросту не устранялись. Некоторые заявки на ремонт, как обнаружил Форд, «висели» незакрытыми больше полугода.

Однако даже если бы БИЦ работал как положено, это бы не сильно помогло. Сигнальщики на мостике«Фицджеральда» непосредственно перед столкновением испытывали сложности с тем, чтобы уследить за обстановкой - у берегов Японии близ крупного порта движение всегда оживлённое. Но несмотря на это, они не запрашивали у БИЦ помощи в отслеживании окружающих судов - хотя именно для этого он предназначен. А знаете почему? Держитесь за стулья крепче - потому что вахтенный офицер, младший лейтенант Сара Коппок, испытывала личную неприязнь к операторам БИЦ и избегала общения с ними! Лейтенант Натали Комбс, командир БИЦ, впрочем, всё равно была в это время занята бумажной работой. Да, прямо на вахте, а что такого? Подобное поведение неудивительно - офицеры «Фицджеральда» вообще не отличались высоким профессионализмом. Когда во время расследования инцидента их заставили пройти тест по основам судовождения, средний результат составил 59%. На «отлично» тест не прошёл никто, результаты выше 80% показали лишь три офицера из двадцати двух.

Один из отсеков «Фицджеральда» после столкновения

Завершающий аккорд - система управления рулевым устройством эсминца на мостике глючила ещё с 2016 года. Иногда она просто отказывалась принимать команды, и вправить ей мозги можно было только перезагрузкой, которая длится несколько минут. Это при том, что судьбу корабля при маневрировании часто решают секунды. В БИЦ есть система дистанционного управления, позволяющая при необходимости«перехватывать штурвал» у коллег с мостика, но она - угадайте, что? Правильно, не работала и была частично разобрана на запчасти.

По словам флотского командования, из происходящего «были сделаны надлежащие выводы» и «в настоящий момент ситуация на Тихоокеанском флоте существенно улучшилась». А вот публиковать подобные материалы, по их мнению, журналистам не следовало, поскольку это «может навредить интересам Соединённых Штатов и усугубить страдания семей погибших». Кто бы сомневался…

Корабли вылавировали. Но кто виноват?

Россия и США обвинили друг друга в опасном сближении своих боевых кораблей, едва не закончившемся столкновением. Участниками инцидента в Восточно-Китайском море стали американский ракетный крейсер "Чанселорсвилль" и российский большой противолодочный корабль "Адмирал Виноградов".

Российские военные заявили, что маневры американского крейсера едва не привели к столкновению с российским кораблем.

  • Россия часто заявляет о перехвате военных самолетов. А как это делается?
  • Новая стратегия ПРО США: бить из космоса на взлете

"Инцидент произошел в пятницу в 6:35 по московскому времени в юго-восточной части Восточно-Китайского моря при движении параллельными курсами отряда кораблей Тихоокеанского флота России и авианосной ударной группы ВМС США", - процитировали российские СМИ пресс-службу Тихоокеанского флота РФ.

Также в сообщении отмечается, что крейсер "Чанселорсвилль" внезапно изменил направление движения и пересек курс БПК "Адмирал Виноградов" в 50 метрах от корабля, а российский экипаж совершил вынужденное экстренное маневрирование.

"На международной волне командованию американского корабля был заявлен протест и указано на недопустимость подобных действий", - заявили в пресс-службе Тихоокеанского флота.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Американские военные обвиняют в инциденте БПК "Адмирал Виноградов"

В свою очередь американская сторона возложила ответственность на российских моряков, назвав их действия "небезопасными и непрофессиональными".

"Находясь в Филиппинском море, российский противолодочный корабль класса "Удалой" совершил небезопасный маневр по отношению к крейсеру "Чанселорсвилль"", - заявил официальный представитель Седьмого флота США Клейтон Досс.

Он назвал заявления российских военных пропагандой. По его словам, российский корабль подошел к "Чанселорсвиллю" на расстояние 15-30 м.

Обе стороны возлагают ответственность друг на друга, называя действия оппонента небезопасными. Помимо разных изложений инцидента отличается также и географическое местоположение. Американские военные утверждают, что это произошло в Филиппинском море, а российские настаивают, что в Восточно-Китайском.

Правообладатель иллюстрации AFP/Getty Image caption Американский крейсер "Чанселорсвилль"

В распоряжении CNN оказалась фотография сближения двух кораблей . Американские военные ранее сообщили телеканалу, что хотят рассекретить фото инцидента, чтобы доказать свою правоту. Затем фото было распространено другими агентствами.

Сигнал США?

В интервью CNN капитан в отставке Карл Шустер, служивший в ВМФ США, рассказал, что этот эксцесс необычен, поскольку произошел на большом удалении от российских территориальных вод.

"Обычно россияне тревожат наши корабли, когда те находятся в водах, которые Россия считает сферой своего влияния - Черное море, Баренцево море, воды у Владивостока. Очевидно, что Путин отдал приказ российскому ВМФ при всякой возможности оказывать давление на американские корабли. Возможно, это стало проявлением солидарности с китайским лидером Си Цзиньпином во время его визита в Россию. Хотя, скорее всего, это сигнал о том, что Россия готова бросить вызов превосходству США на мировой арене и на морях", - цитирует его слова CNN.


Media playback is unsupported on your device

Перехват самолета-разведчика ВМС США российским истребителем. Видео

Это далеко не первый случай, когда военные двух стран сообщают об опасных сближениях боевой техники. 4 июня российский Су-35 трижды за три часа перехватил американский патрульный противолодочный самолет Boeing P-8 Poseidon над Средиземным морем, заявило командование Шестого флота США.

Правообладатель иллюстрации U.S. Navy/Handout via REUTERS Image caption Снимок российского БПК, сделанный с борта американского крейсера

Военные отметили, что первое и третье сближение были безопасными, а второе - нет, потому что российский самолет осуществил высокоскоростной проход перед американским самолетом, подвергнув риску жизни пилотов. Второй перехват продолжался 28 минут.

По мнению американского командования, несмотря на то, что российский самолет находился в международном воздушном пространстве, его маневры были безответственными. "Небезопасные действия увеличивают риск просчета и вероятность столкновения в воздухе", - говорится в сообщении.

Характеристики кораблей

Ракетный крейсер "Чанселорсвилль" (CG-62)

Полное водоизмещение - 9800 т

Длина - 173 м

Максимальная скорость - 59 км/час

Экипаж - 30 офицеров и 300 матросов

Вооружение:

  • Две установки вертикального пуска управляемых ракет МК 41
  • Восемь противокорабельных ракет "Гарпун"
  • Две 127-мм артиллерийские установки Mark 45
  • Два 25-мм пулемета МК 38
  • 2-4 крупнокалиберных пулемета Браунинг М2
  • Два зенитных артиллерийских комплекса Phalanx CIWS
  • Два торпедных аппарата Mark 32
  • Два вертолета

Большой противолодочный корабль "Адмирал Виноградов"

Полное водоизмещение - 7500 т

Длина - 163 м

Максимальная скорость - 54 км/час

Экипаж - 293 человека

Вооружение:

  • 2 × 4 ракето-торпед ПЛРК "Раструб"
  • Две 100-мм одноствольные артиллерийские установки АК-100
  • Две 45-мм полуавтоматические универсальные пушки 21-К
  • Четыре 30-мм артиллерийских установки АК-630
  • Две реактивно-бомбометометных установки "Смерч-2"
  • Два зенитно-ракетных комплекса "Кинжал"
  • Два торпедных аппарата ПТА-53
  • Два вертолета

Джонатан Маркус, корреспондент Би-би-си по вопросам обороны и дипломатии:

Два военных корабля, две разные истории, но одна реальная возможность инцидента и возможных человеческих жертв. Не существует какого-либо оправдания для столь тесного сближения судов такого размера.

Один из них - или, возможно, оба - были неправы. Обе стороны винят друг друга. Но подобные случаи происходят все чаще, и в целом, похоже, это результат скоординированной политики России по провоцированию действий США и их союзников в море при любой возможности.

Зачастую эти инциденты происходят в Черном море, которое Москва иногда расценивает как свой водоем. С таким мнением не согласны черноморские страны, входящие в НАТО или желающие туда вступить.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе подобные инциденты между Россией и США происходят реже. Обычно трения возникают между американскими и китайскими самолетами и кораблями. Но где бы это ни происходило, подобное нагнетание обстановки опасно и нецелесообразно.

От автора блога. Именно такой вывод можно сделать после обнародования результатов расследования столкновения американского эсминца «Фицжеральд» с контейнеровозом «АСХ Кристалл». Рано или поздно подобное столкновение должно было случиться и лично меня удивляет, что оно случилось так поздно.

Четырнадцатого января 2019 года американский сайт новостей ВМС «Нэви Таймс» опубликовал целых две большие и подробные статьи (раз и два) о результатах расследования инцидента с эсминцем«Фицджеральд». Полтора года эти материалы оставались секретными, и после ознакомления с ними становится понятно почему - они выставляют американский флот далеко не в самом приглядом виде.

Семнадцатого июня 2017 года эсминец «Фицджеральд» столкнулся у берегов Японии с контейнеровозом«ACX Кристал», шедшим под филиппинским флагом. Корабль получил тяжёлые повреждения и не ушёл на дно только благодаря решительным действиям команды. Семь членов экипажа погибли, трое (в том числе командир корабля) получили ранения. Контейнеровоз отделался поцарапанной краской.

Столкновение имело суровые последствия. Командиру «Фицджеральда» и трём офицерам были выдвинуты обвинения в халатности, опасном управлении кораблём и непреднамеренном убийстве. Когда месяцем позже, 21 августа 2017 года, однотипный с «Фицджеральдом» эсминец «Джон Маккейн» столкнулся в Малаккском проливе с нефтяным танкером, адмирал Скотт Свифт, командующий Тихоокеанским флотом ВМС США, ушёл в отставку - потому что два подобных инцидента подряд - это как-то чересчур. Но, как выясняется сейчас, то были ещё цветочки. Потому что длившееся почти полтора месяца расследование вскрыло царившую на борту эсминца «атмосферу всеобщей халатности, попустительства и разгильдяйства»(так было указано в отчёте).

Электронная навигационная система корабля не работала, и её не только не собирались чинить, а вовсе наоборот - разобрали на запчасти, чтобы наладить другое оборудование, показавшееся экипажу более важным. Более того, на «Фицджеральде» с 2015 года не было штурмана! Кто и как прокладывал в таких условиях курс корабля, остаётся только гадать - очевидно, этим занимались в свободное от основных обязанностей время другие офицеры с использованием старых добрых бумажных карт. В свете этой информации не стоит вопрос, почему произошло столкновение, - приходится лишь удивляться, отчего оно не произошло раньше. Самое страшное, что о ситуации с навигационной системой и штурманом знали и непосредственное начальство, и высокое командование в Штатах - но за два года никто и пальцем о палец не ударил.

А вот так выглядел после инцидента «ACX Кристал»

Но и это не всё. В боевом информационном центре корабля (БИЦ, или CIC - Combat Information Center, как называют его американцы) творилась настоящая катастрофа. Контр-адмирал Брайан Форд, проводивший расследование, описывает, что центр был больше похож на студенческое общежитие, а не на отсек боевого корабля. Всюду валялись объедки, грязная одежда и бытовые принадлежности. В помещении стоял запах мочи - оказалось, большинству операторов было лень ходить до гальюна, и они справляли нужду в бутылки из-под газировки, которые потом оставляли под пультами. Доска для оперативной информации была покрыта посторонними надписями и рисунками. Половина оборудования не работала. Пульт одного из радаров, например, был заклеен скотчем, чтобы никто зря не тыкал в кнопки, «потому что он всё равно не включается» - при этом о неисправности радара даже не удосужились доложить куда следует, и сколько времени он пребывал в таком состоянии никто не помнил. Впрочем, те неисправности, о которых докладывали, попросту не устранялись. Некоторые заявки на ремонт, как обнаружил Форд, «висели» незакрытыми больше полугода.

Однако даже если бы БИЦ работал как положено, это бы не сильно помогло. Сигнальщики на мостике«Фицджеральда» непосредственно перед столкновением испытывали сложности с тем, чтобы уследить за обстановкой - у берегов Японии близ крупного порта движение всегда оживлённое. Но несмотря на это, они не запрашивали у БИЦ помощи в отслеживании окружающих судов - хотя именно для этого он предназначен. А знаете почему? Держитесь за стулья крепче - потому что вахтенный офицер, младший лейтенант Сара Коппок, испытывала личную неприязнь к операторам БИЦ и избегала общения с ними! Лейтенант Натали Комбс, командир БИЦ, впрочем, всё равно была в это время занята бумажной работой. Да, прямо на вахте, а что такого? Подобное поведение неудивительно - офицеры «Фицджеральда» вообще не отличались высоким профессионализмом. Когда во время расследования инцидента их заставили пройти тест по основам судовождения, средний результат составил 59%. На «отлично» тест не прошёл никто, результаты выше 80% показали лишь три офицера из двадцати двух.

Один из отсеков «Фицджеральда» после столкновения

Завершающий аккорд - система управления рулевым устройством эсминца на мостике глючила ещё с 2016 года. Иногда она просто отказывалась принимать команды, и вправить ей мозги можно было только перезагрузкой, которая длится несколько минут. Это при том, что судьбу корабля при маневрировании часто решают секунды. В БИЦ есть система дистанционного управления, позволяющая при необходимости«перехватывать штурвал» у коллег с мостика, но она - угадайте, что? Правильно, не работала и была частично разобрана на запчасти.

По словам флотского командования, из происходящего «были сделаны надлежащие выводы » и «в настоящий момент ситуация на Тихоокеанском флоте существенно улучшилась». А вот публиковать подобные материалы, по их мнению, журналистам не следовало, поскольку это «может навредить интересам Соединённых Штатов и усугубить страдания семей погибших». Кто бы сомневался…